«Аэрофлот» рассматривает Сочи, Новосибирск, Екатеринбург и Красноярск в качестве возможных хабов для развития своих перевозок, заявил глава компании Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным. Основная цель создания хабов — охватить транзитный поток пассажиров из Азии в Европу. Кроме того, «Аэрофлот» планирует резкую экспансию своего лоукост-перевозчика «Победа», нарастив перевозку пассажиров до 30 млн с 7 млн в текущем году. Другая структура, «Россия», будет фокусироваться на социальных перевозках, в том числе на Дальний Восток, пишет Коммерсантъ.
Группа «Аэрофлот» собирается к 2023 году почти удвоить перевозки пассажиров — до 90–100 млн пассажиров с 50,1 млн в 2017 году, сообщил глава компании Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным. При этом наибольший рост должен прийтись на лоукостер «Победа», где перевозки, по планам «Аэрофлота», могут увеличиться с 7 млн до 25–30 млн человек. Господин Савельев отметил, что «Победа» «исключительно востребована»: «Куда бы она ни приходила, цены падают моментально на 25%. “Победа” ведет себя жестко, но все губернаторы хотят, чтобы “Победа” летала, потому что все-таки для населения, у которого нет денег на более серьезные компании, “Победа” очень востребована».
Сам «Аэрофлот», оставаясь в премиальном сегменте, рассчитывает перевозить 52 млн человек против 33 млн в 2017 году и 36 млн пассажиров в 2018 году (по прогнозу). «В прошлом году — 33 млн (пассажиров.— “Ъ”), в этом будет — 36, но 52 млн — это наша оценка, больше “Аэрофлот” нагружать не стоит, потому что мы сохраняемся в премиальном сегменте. У нас, как вы помните, самый молодой парк в мире среди авиакомпаний — свыше 100 самолетов. Мы хотим остаться в премиальном сегменте»,— заявил господин Савельев.
Он отметил, что «Россию» предполагается ориентировать на социальные перевозки, как и компанию «Аврора», созданную на Дальнем Востоке. «Мы хотим ее оставить и придать ей роль социальной компании, потому что там не очень новые самолеты, нам в наследство достались от “Трансаэро”, и конкурировать такими машинами на рынке сейчас очень сложно. Учитывая, что мы выполняем социальную нагрузку, социальную перевозку, мы хотим эти машины ориентировать. Мы их сейчас полностью модернизировали, мы увеличили у авиакомпании “Россия” корабли в экономклассе, потому что плоские тарифы распространяются только на экономкласс. И поэтому мы будем использовать именно “Россию”. “Аэрофлот” тоже будет летать, но в большинстве своем будет “Россия”»,— сказал Виталий Савельев.
«Аэрофлот» планирует активно развивать транзитные перевозки пассажиров из Азии в Европу минуя Москву, для чего собирается создать хабы в Сочи, Новосибирске, Екатеринбурге или Красноярске. «Мы хотим из Москвы перемещаться. Конечно, Шереметьево — наш родной дом, но мы успешно развиваемся, и Шереметьево развивается. Но все равно мы видим, что когда-то там будет для нас предел, лимит. Мы в Шереметьево примерно на 85% сегодня присутствуем. Но мы хотим рассматривать четыре точки: это Сочи, где мы будем базироваться, а не просто летать, Екатеринбург, где мы будем базироваться, Новосибирск и Красноярск»,— рассказал Виталий Савельев. Он уточнил, что сейчас ведутся переговоры с аэропортами, и «у нас есть основания полагать, что хаб будет либо в Красноярске, либо в Екатеринбурге (это как раз расстояние от Китая, где мы будем подхватывать,— либо Красноярск и дальше в Европу, либо Екатеринбург и дальше в Европу)».
По мнению генерального директора консалтинговой фирмы «Инфомост», Бориса Рыбака, главное чтобы были пассажиры, которые захотят летать не через Москву.
«Мультихабовая модель существует в мире, но довольно сложна в управлении, она довольно дорогостоящая. Мы помним, что у «Аэрофлота» были филиалы в нескольких городах России. Постепенно их закрыли, сконцентрировавшись на «Шереметьево». Эта стратегия дала неплохие результаты. С другой стороны, главным акционером «Аэрофлота» является государство, было совершенно четкое поручение по развитию внутрирегиональных проблемных маршрутов. Там нет воздушного сообщения не потому, что авиакомпании плохие, а потому что там нет пассажиров. Для того чтобы сделать прямое сообщение между российскими региональными центрами, а не через Москву, надо найти этих пассажиров. Если их не удастся найти, необходимо пустые кресла, которые на этих маршрутах будут образовываться в больших количествах, каким-то образом субсидировать», – прокомментировал свою точку зрения Борис Рыбак в интервью Бизнес FM.
Новые маршруты, которые появятся вместе с созданием хабов, будут выгодны для пассажиров, считает авиаэксперт Дмитрий Дрозденко.
«Наверное, все заметили, что достаточно дорого летать даже на средние дистанции. Как только мы уходим, допустим, от Москвы за пределы Среднего Поволжья или Казани, цена билетов становится достаточно неудобной. Решить эту проблему может создание логистических точек в различных регионах страны. В том числе, в Сочи, куда направлен большой пассажиропоток (особенно в сезон). Это могло бы помочь снизить себестоимость билетов и повысить пассажиропропускаемость», – прокомментировал Дрозденко.
Аэрофлот – крупнейшая российская авиакомпания. Является одной из самых старейших и опытных в мире, выполняя рейсы с 1923 года. Базируется в московском аэропорту “Шереметьево”, в котором владеет собственным терминалом D. Входит в авиационный альянс Skyteam. Выполняет региональные и международные рейсы по всему миру.
Aeroflot владеет региональными авиакомпаниями: Россия, Аврора, а также лоукостером Победа.