С учетом принципиально новой политической ситуации Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) пересмотрела планы своего развития в области гражданской авиации. Одной из главных задач компании стало полное удовлетворение спроса российских авиаперевозчиков за счет исключительно отечественных воздушных судов. Сегодня ОАК предлагает эксплуатантам линейку гражданских самолетов, включающую пять различных моделей: от региональных машин до дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров, об этом пишет издание Коммерсантъ.
Развитие гражданской авиации в любой стране определяется политическими и экономическими факторами, соотношение которых не остается неизменным. После 1991 года на первый план в России вышли экономические факторы, и остановка ключевых программ гражданской авиации привела к тому, что страна пропустила поколение гражданских самолетов и их систем.
Начиная с середины нулевых, когда государство наметило и начало претворять в жизнь планы по восстановлению гражданского авиастроения, положение стало меняться. Развитие носило эволюционный характер: активизировались исследования, разрабатывались и осваивались технологии, заимствовался зарубежный опыт, от проекта к проекту увеличивалась доля отечественных компонентов.
Ответ на внешнее давление
Давление на ключевые российские программы в области авиации стартовало задолго до февраля 2022 года: по мнению ряда игроков отрасли, решающим рубежом стал 2018 год, когда США ввели санкции против компании «АэроКомпозит» и заставили поставщиков из других государств отказаться от выполнения действующих контрактов. Совпадение санкционной кампании с первыми позитивными результатами летных испытаний МС-21 выглядит неслучайным: выход на рынок передового по техническим решениям самолета, как и возрождение российского гражданского самолетостроения, прямо противоречил интересам глобальных зарубежных авиаконкурентов. Дополнительной вероятной целью санкций видится срыв формирования российско-китайского кластера в гражданском авиастроении. «Именно тогда мы поняли, что надо разворачивать полномасштабную программу импортозамещения всех гражданских самолетов: и МС-21, и «Суперджета»»,— отмечает генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
Новый этап санкционной войны стартовал в первой половине 2022 года, когда американские и европейские компании в одностороннем порядке отказались от выполнения своих обязательств по договорам с авиационными и сервисными компаниями из России. Поставки самолетов Airbus и Boeing, их техническое обслуживание, а также поставки запчастей для уже имеющегося в российских авиакомпаниях флота были прекращены. Иностранные партнеры ОАК также прекратили поставки комплектующих для российских лайнеров «Суперджет-100» и МС-21.
Первоочередным ответом на внешнее давление стало форсированное импортозамещение ключевых программ. «То, что мы планировали завершить в 2025–2026 году, должно быть завершено в 2023–2024-м»,— поясняет Юрий Слюсарь.
Российское импортозамещение основывается не на копировании существующих зарубежных решений, а на собственном научно-техническом потенциале, что является преимуществом. Основной вопрос заключается не в том, способны ли российские предприятия разрабатывать и выпускать компоненты для авиатехники, а в быстрой организации грандиозной многоуровневой кооперации — ОАК выступает здесь верхушкой айсберга, а отсутствие даже одного прибора или узла может обесценить усилия сотен предприятий.
Линейка ОАК
В настоящий момент в ОАК сформирована линейка гражданских воздушных судов, способная удовлетворить спрос всех основных авиаперевозчиков России. Она включает в себя пять моделей самолетов: это и воздушные суда нового поколения — ближнемагистральный SJ-100 («Суперджет-100») и среднемагистральный МС-21–310, и ранее разработанные самолеты, в разной степени прошедшие модернизацию,— региональный Ил-114–300, среднемагистральный Ту-214 и дальнемагистральный Ил-96–400М. В ближайшие восемь лет в соответствии утвержденной правительством комплексной программой развития авиатранспортной отрасли ОАК планирует поставить авиакомпаниям России более полутысячи машин из этой линейки.
До введения западных санкций предполагалось сосредоточить усилия на новых, конкурентоспособных на мировом уровне программах, таких как SSJ-100 и МС-21, а также на возрождении на современном уровне проекта Ил-114–300. Однако в изменившихся политико-экономических реалиях приходится учитывать новые факторы, среди которых срочность обновления парка, ограниченность производственных мощностей предприятий, а также неизбежные в новых программах технические риски. По этой причине предусмотрены поставки коммерческим авиакомпаниям самолетов Ту-214. Также в линейке ОАК появился широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96–400М — увеличенная и модернизированная версия Ил-96–300, выпускавшегося в последнее десятилетие в ограниченных масштабах и только для госзаказчиков.
Ил-114–300
Региональный пассажирский турбовинтовой самолет Ил-114–300, разрабатываемый Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина,— это глубокая модернизация Ил-114. Машина изначально создавалась специально для отечественных местных авиалиний, в том числе для использования в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой и в сложных климатических условиях: труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. От базовой машины Ил-114–300 отличается рядом новшеств: на самолете установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях, новые двигатели с цифровым управлением имеют увеличенную мощность.
Сейчас программа Ил-114–300 находится на стадии сертификационных испытаний и развертывания серийного производства.
SJ-100
Ближнемагистральный пассажирский самолет SJ-100 — это импортозамещенная модификация лайнера SSJ-100, серийно выпускаемого с 2011 года. Свыше 150 «Суперджетов» эксплуатируется в парках девяти российских авиакомпаний, а также у ряда государственных заказчиков. Гармоничное сочетание дальности, вместимости и комфорта SSJ-100 позволило российским авиакомпаниям нарастить прямые перевозки между городами России в обход Московского авиаузла: доля таких авиарейсов в 2023 году достигла 50%.
Сегодня именно «Суперджеты» выполняют значимую долю международных перевозок из России. По результатам 2022 года большинство крупных эксплуатантов самолета улучшили свои экономические показатели — к примеру, чистая прибыль авиакомпании «Азимут» возросла в шесть раз по сравнению с 2021 годом.
После введения западных санкций в сторону ускорения была пересмотрена и программа импортозамещения «Суперджета»: подготовка новой версии самолета к первому полету на заводе в Комсомольске-на-Амуре находится сегодня на завершающей стадии, идут отработки бортовых систем. В целях ускорения программы испытаний на опытном образце самолета используются те же двигатели SaM146.
На замену этим двигателям параллельно идут испытания ПД-8 на летающей лаборатории Ил-76. В дальнейшем двигатели ПД-8 установят на второй опытный образец SJ-100, который подключится к программе сертификационных испытаний.
МC-21–310
МС-21 задумывался как перспективное семейство среднемагистральных лайнеров, которые возьмут на себя основную долю авиационных перевозок в России. Модификация МС-21–310 — это импортозамещенный вариант самолета МС-21–300 вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Дальность полета и вместимость лайнера позволяют летать по наиболее востребованным маршрутам российских авиакомпаний.
За довольно короткие сроки была решена проблема, возникшая после прекращения зарубежными компаниями поставок материалов для производства уникального по характеристикам крыла МС-21. Теперь для этого используются отечественные материалы. Ускорены сертификационные испытания самолета МС-21–310 с отечественными двигателями ПД-14: в настоящий момент идут работы по оснащению опытного МС-21 российскими агрегатами. В частично «русифицированном» варианте самолет поднимется в небо уже в нынешнем году, а в следующем году совершит первый полет полностью импортозамещенный МС-21–310. В 2024 году также планируется завершить сертификацию и выпустить первые серийные машины.
Ту-214
Среднемагистральный лайнер Ту-214, впервые поднявшийся в небо в 1996 году, имеет свою нишу в перспективном авиапарке российских компаний. Производство самолета не прерывалось, хотя и велось малой серией в интересах госзаказчиков, и часть из ранее выпущенных самолетов Ту-214 может вернуться в эксплуатацию в пассажирском и грузовом вариантах. Лайнер оптимизирован для полетов на увеличенную по сравнению с более легким МС-21 дальность. В настоящее время идет масштабная технологическая модернизация производителя этого самолета — Казанского авиационного завода.
Ил-96–400М
Филиал компании «Ил» воронежский авиазавод ВАСО выпускает дальнемагистральные самолеты семейства Ил-96. Выпуск лайнеров стартовал в 1990 году и велся невысокими темпами в основном в интересах государственных заказчиков. После 2014 года коммерческую эксплуатацию предыдущей версии Ил-96–300 вела только кубинская авиакомпания Cubana.
В настоящее время ВАСО приступил к заводским испытаниям нового опытного лайнера Ил-96–400М, созданного в рамках программы модернизации самолетов семейства Ил-96. Самолет получит новые эксплуатационные и транспортные возможности за счет модернизации пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, удлинения фюзеляжа на 9,35 м и установки более мощных двигателей ПС 90А1.
Гражданский дивизион
Формирование ядра дивизиона гражданской авиации стартовало еще в 2019 году. Целью реформы было объявлено создание в рамках ОАК интегрированной компании, которая обеспечит продвижение гражданских авиационных программ на всех этапах жизненного цикла: НИОКР, формирование кооперации, производство, маркетинг, поддержка эксплуатации, модернизация и утилизация гражданских самолетов.
На основе корпорации «Иркут» были консолидированы активы, специализирующиеся на создании новой гражданской авиатехники: «Гражданские самолеты Сухого» и другие компании, работающие в гражданской технологической цепочке, в частности «АэроКомпозит». Сегодня в едином коллективе работают свыше 20 тыс. человек в девяти регионах России: от Москвы до Комсомольска-на-Амуре.
Основной принцип консолидации предусматривал минимальное вмешательство в работу дееспособных конструкторских и производственных единиц. Объединение конструкторов и строителей «Суперджета» и МС-21, некоторым образом всегда конкурировавших друг с другом,— процесс непростой, но у менеджмента гражданского дивизиона есть все шансы справиться с этой задачей. Как подчеркивал руководитель «Иркута» Андрей Богинский: «Объединение не самоцель. Залог его успеха — концентрация на общих для всех программ направлениях».
Возрождение бренда
Возможно, самым заметным для публики шагом в преобразованиях стало недавнее решение о переименовании: системообразующая компания дивизиона гражданской авиации получила название «Яковлев». Это решение лежит в русле единого подхода ОАК к наименованиям дочерних компаний, каждая из которых имеет свой основной сегмент в авиастроении: «Туполев» специализируется на стратегической авиации, «Ильюшин» — на транспортных самолетах. Важным для России было и сохранить один из самых известных своих авиационных брендов — Як, Яковлев.
Александр Сергеевич Яковлев — один из великих российских конструкторов, под руководством которого создано порядка 100 серийных летательных аппаратов, в том числе всем известные пассажирские Як-40 и Як-42.
Но главными аргументами в пользу имени Яковлев стали стальной характер Александра Сергеевича, сила воли, стремление к победе, умение в условиях ограниченных ресурсов в кратчайшие сроки организовать коллектив, нацелить его на достижение поставленных целей и добиться решения стоящих задач,— объясняют в «Яковлеве».
Головная ОАК и сама около года назад обновила свой бренд, заменив разномастную айдентику своих «дочек» на единый стиль в соответствии с тенденциями развития мировых центров гражданского авиастроения. Теперь недалек тот день, когда зрители увидят все пять российских гражданских самолетов в новой единой ливрее ОАК.