Генеральный директор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин предупредил губернатора Иркутской области Игоря Кобзева о том, что из-за санкций США и Евросоюза авиакомпании, эксплуатирующие отечественные самолеты Sukhoi Superjet 100, не могут обеспечить ремонт и поддержание технической годности российско-французских двигателей SaM146, что в краткосрочной перспективе может привести к «остановке парка» Superjet. Об этом говорится в письме Лапина, которое он направил 5 апреля. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в «ИрАэро».
О проблемах с обслуживанием моторов после введения санкций Евросоюза, запрещающих сотрудничество иностранных производителей с российскими авиакомпаниями, РБК также сообщили менеджеры еще трех авиакомпаний, летающих на Superjet. Один из них заметил, что, если техподдержка моторов не улучшится, его авиакомпании придется остановить перевозку пассажиров на этих самолетах уже осенью 2022 года.
Для того чтобы решить проблему, Лапин просит Кобзева предложить российскому правительству передать все полномочия по ремонту моторов и отгрузке запчастей для них Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в госкорпорацию «Ростех»). В пресс-службе правительства рекомендовали обратиться за комментариями в Минпромторг. Представитель этого ведомства заявил, что ОДК «делает все необходимое для обеспечения технической поддержки, выполнения ремонтов, поставок запасных частей и услуг в отношении всех двигателей, которые производит».
Кто летает на Superjet
Российские авиакомпании с июня 2011 года используют ближнемагистральные самолеты Superjet, которые в максимальной компоновке перевозят 103 пассажира. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году, до пандемии коронавируса, такие самолеты перевезли 5,7 млн человек, или 4,4% от общего пассажиропотока всех авиакомпаний России.
Сейчас у перевозчиков в эксплуатации около 150 Superjet, говорил в конце марта 2022 года министр транспорта Виталий Савельев. По данным Росавиации, на них летают 11 российских компаний: «Россия» (крупнейший оператор, в парке 68 таких машин) и ее материнская компания «Аэрофлот», «Азимут», «Газпром авиа», «ИрАэро», Red Wings, авиапредприятие «Северсталь», «Якутия», «Ямал», специальный летный отряд «Россия» (перевозит высших должностных лиц страны) и МЧС.
Superjet летают «достаточно много», их средний налет «составляет около девяти часов в день», что соответствует показателям западных воздушных судов, отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров 14 апреля.
По словам Савельева, в 2022 году именно на Superjet должна лечь основная нагрузка по выполнению международных рейсов. После введения западных санкций зарубежные лизинговые компании стали требовать от российских перевозчиков вернуть им самолеты Airbus и Boeing, которые до последнего времени выполняли основные перевозки в России и за ее пределы. Теперь при полетах за рубеж есть риск ареста иностранных самолетов по требованию лизингодателей. По состоянию на 22 марта перевозчики (среди которых «Победа», S7 и Nordwind) лишились таким образом 78 машин (около 10% от всех иностранных самолетов в России), говорил глава Минтранса.
Почему возникли проблемы с моторами
Superjet — это результат сотрудничества конструкторов «из более чем 20 мировых лидеров авиастроения», говорится на сайте Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в «Ростех»). Турбовентиляторные двигатели SaM146 для Superjet производит компания PowerJet — совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» («дочка» ОДК). Причем одни части мотора производятся и ремонтируются во Франции, другие — в России. Услуги по послепродажному обслуживанию двигателей также предоставляет PowerJet, указано на сайте «ОДК-Сатурн».
Из-за санкций PowerJet приостановила действие договоров с «ОДК-Сатурн», запретила ей отгрузку российским компаниям любой продукции, даже моторов, находящихся в ремонте в России, говорится в письме Лапина. Из-за этого «дочка» ОДК отказывается принимать на ремонт двигатели Superjet. «ИрАэро», у которой в парке семь таких самолетов, уже не хватает четырех двигателей. Иркутская авиакомпания не может получить даже оплаченные запчасти, находящиеся на складе «ОДК-Сатурн», так как они принадлежат PowerJet, указывает Лапин. Кроме того, еще по крайней мере две российские авиакомпании не могут забрать моторы после ремонта во Франции, сообщили РБК их менеджеры.
Проблемы с моторами и другими запчастями РБК подтвердил источник, близкий к ОАК. «Такая ситуация сложилась из-за санкций, никто не хочет принимать решения, идущие с ними вразрез», — объясняет он. Бизнес компании Safran Aircraft Engines, связанный с Россией, слишком мал, чтобы рисковать и нарушать санкционный режим, добавляет гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. РБК направил запросы в пресс-службы Safran и PowerJet.
Superjet, скорее всего, прекратят полеты не из-за проблем с техподдержкой моторов, а «по причине отсутствия таких прозаичных вещей, как колеса и тормоза, различные датчики и клапаны», добавляет источник, близкий к ОАК. Если не решить задачу по локализации производства и ремонту комплектующих, то до конца 2022 года «к земле будет прикована» половина парка Superjet, прогнозирует он.
В пресс-службе МЧС сообщили, что не испытывают проблем с обслуживанием двух Superjet, на которых летают сотрудники ведомства: «Эксплуатация [самолетов] происходит в соответствии с установленными нормативами и требованиями». Представители группы «Аэрофлот» и Red Wings отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы остальных российских операторов Superjet и представителю ОАК.
Как собираются решать проблемы Superjet
Еще в начале марта Мантуров заявил об ускорении работ по созданию полностью локализованной версии Superjet, чтобы впоследствии в стране производилось ежегодно до 40 таких самолетов. Но для того чтобы получить практически полностью российский самолет, его предстоит оснастить мотором ПД-8 и заместить еще 27 других импортных систем воздушного судна, говорил он.
Первый полет Superjet с российскими моторами намечен на первый квартал 2023 года, говорил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь в интервью «России 24» в начале апреля. Серийный выпуск такого самолета Superjet начнется с 2024 года. По словам Слюсаря, чтобы к этому моменту летающие сейчас Superjet еще эксплуатировались, надо развивать российские компетенции по ремонту отдельных импортных комплектующих изделий и агрегатов, по изготовлению расходных компонентов и ряда оригинальных запасных частей.
ОАК сейчас активно занимается вопросами импортозамещения, подтверждает источник, близкий к корпорации. Но многие российские предприятия «долго раскачиваются, бюрократизируют запущенные процессы». «Если промышленность не начнет работать слаженно и на повышенных скоростях, риск остановки полетов Superjet очевиден», — предупреждает он.
Минпромторг «готов оказать необходимое содействие» в вопросах технической поддержки Superjet, в том числе двигателей, утверждает представитель ведомства. По его словам, ОДК нацелена «на предоставление максимально качественной техподдержки для предприятий, которые эксплуатируют авиадвигатели». «Делается все, чтобы авиакомпании могли бесперебойно эксплуатировать самолеты Superjet», — подчеркивает представитель «Ростеха».
«Очевидно, что эксплуатация нынешнего парка Superjet зависит от поставки западных комплектующих», — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Для самолетов Boeing или Airbus можно найти запчасти в других странах из числа «дружественных» по отношению к России. А для качественной техподдержки Superjet есть только два пути — импортозамещение или отмена санкций. Пока не появятся российские системы для Superjet, исправность эксплуатируемых машин будет снижаться, заключил Пантелеев.