Правительство определилось с самолетами, которые отечественные авиакомпании из-за санкций должны вернуть за рубеж. Возврат ограничили. Чтобы использовать лайнеры, нужно зарегистрировать на них права собственности и внести в госреестр. Перестрахование, техобслуживание — тоже в России. О том, что происходит сейчас в авиации, куда полетят наши туристы, подорожают ли билеты, об этом сегодня пишет РИА Новости.
«Отдать — означает оставить всех без авиации»
Главное, что следует из документов: российские авиакомпании смогут продолжить эксплуатировать самолеты, находящиеся под санкциями. Вернуть их лизингодателям досрочно даже при желании непросто. Эта процедура регулируется указом президента ? 100 («О применении в целях обеспечения безопасности России специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности»).
В указе говорится о запрете и ограничении на вывоз и ввоз продукции или сырья согласно перечням, определяемым правительством.
Министр транспорта Виталий Савельев ранее сообщал, что Россия ищет «легальные пути договориться с лизингодателями и решить этот вопрос».
«Потому что отдать — означает оставить всех без авиации», — отмечал он. По его словам, уже потеряли 78 лайнеров, они арестованы за рубежом, а почти 800 — перевели в российский реестр. Всего на момент введения санкций у России было 1367 самолетов.
Савельев также указал, что западные лизингодатели запросили возврат более 500 лайнеров. Их выкуп обойдется в 20 миллиардов долларов.
«Надо определиться нам с правительством, что делать авиакомпаниям, которые мы сподвигли оставить самолеты. Выкуп их должен быть или не должен? Потому что лизинговые выплаты компании обязаны продолжать. Но нам не хотят продавать самолеты», — объяснил министр.
Риски ареста есть
«Все шаги выполняем строго с соблюдением действующих норм воздушного права, в том числе и международного. Наша главная задача — обеспечить надлежащую безопасность полетов», — подчеркнул председатель правительства Михаил Мишустин.
По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, принципиальный вопрос в том, что суда не освобождены от риска ареста в зарубежных аэропортах, в том числе и в тех странах, где антироссийские санкции не поддерживают. «Такие самолеты, вероятнее всего, будут использоваться только на внутренних рейсах», — предположил он.
Эксперт уточнил, что вернуть воздушные суда требуют по решению Еврокомиссии. У тех, кто не в юрисдикции ЕС (например, лизинговых компаний, принадлежащих китайским банкам), другая проблема: опасаются, что из-за санкций рыночная стоимость их активов может упасть.
«Теоретически, если российские власти покажут, что эти активы (то есть зарубежные лайнеры) достойно защищены по надзору, поддержанию летной годности и страховому обеспечению, договориться можно», — считает собеседник РИА Новости.
Помогать будут тихо
«Пока все вопросы с техническим обслуживанием, запчастями не решены, но решаются», — прокомментировал ситуацию специалист, близкий к Росавиации.
Десятого марта прогноз озвучил директор авиационно-технического центра «Уральских авиалиний» Игорь Поддубный. По его словам, «самолеты авиакомпании будут безопасно летать без раздраконивания флота, без остановок самолетов и без вандализма — то есть не снимая ничего — месяца два-три».
«Мы нашли некоторые выходы, о которых я сейчас рассказывать не буду. Тем не менее есть варианты, они достаточно цивилизованные. Материалы, которые нам предложены, проходят по нормам летной годности — и по европейским канонам, и по отечественным», — добавил он.
Руководитель одного из наземных подразделений, связанных с безопасностью полетов, на условиях анонимности сказал РИА Новости, что «запчасти, скорее всего, получится привезти через азиатские страны». Ранее эксперт также сообщал, что «уже нашлись компании, готовые перезакупать для нас запчасти у Boeing и Airbus».
Недавно Росавиация разрешила компании «А-Техникс» и техническому блоку авиакомпании «Россия» (входят в группу «Аэрофлот») выполнять техобслуживание самолетов Boeing и Airbus.
За границу — на своих
Впрочем, эксперты напоминают, о недавних санкциях Минторга США, которые касаются 99 самолетов Boeing. Они принадлежат в том числе и пассажирским перевозчикам: «Аэрофлоту», Utair, Azur Air и Nordwind. Международные полеты из России и любое обслуживание на них приостановлены.
На рынке есть опасения, что ЕС последует примеру США (в отношении Airbus), а санкции американского Минторга распространятся на весь российский парк Boeing.
У экспертов нет и стопроцентной уверенности, что за рубежом не будут изымать SSJ («Сухой Суперджет») у авиакомпаний, которые не вернули иностранные лайнеры лизингодателям.
«Именно поэтому Росавиация ввела временный порядок выдачи допусков для выполнения международных полетов. Эксперты учитывают в том числе и санкционные риски», — пояснил Олег Пантелеев.
Для зарубежных рейсов отечественные перевозчики сейчас используют воздушные суда, у которых нет риска быть задержанными, в том числе и SSJ100.
Новые дальнемагистральные рейсы
Несмотря на сложности, авиакомпании и туроператоры активно формируют новые полетные программы. «Аэрофлот» планирует рейсы в Шри-Ланку. Два крупных российских туроператора рассматривают возможность запуска уже этой весной совместных чартеров на венесуэльский остров Маргарита.
Правда, эксперты предупреждают: риски есть. «Никто не даст гарантию, улетит тот или иной рейс. Ситуация в авиации непростая», — отметили в «Интуристе».
Перевозчики закрыли Карибский бассейн (Кубу, Мексику, Доминикану, Венесуэлу). Там до сих пор есть застрявшие россияне. Маршруты пока прокладывают в обход резервных аэропортов, это очень дорого и небезопасно.
Венесуэльская Conviasa планирует в два раза увеличить частоту рейсов из Москвы в Каракас. Может быть, начнут возить путешественников и на остров Маргарита.
Как бы то ни было, выбор у туристов остается. Всего, по данным Минтранса, за рубеж летают шесть российских авиакомпаний, а более 30 иностранных из 22 государств — в Россию.
Билеты подорожают
«Остается неопределенность с возвратом денег за отмененные рейсы, — добавляет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Не все авиакомпании готовы на это. А пассажирам, конечно, не хотелось бы возвращаться к ваучерной системе (как в пандемию)».
Он напоминает, что приходится существенно доплачивать, если рейс отменен, а лететь все-таки нужно.
О том, как подорожают авиабилеты, единого мнения нет. По результатам исследования «ВТБ Капитала» — более чем на 50 процентов. Спрос при этом упадет на 20 процентов.
По мнению Виталия Савельева, цены вырастут к лету, но не сильно: слишком поднимать не станут, иначе люди просто не смогут купить.