Росавиация заявила, что иностранные авиакомпании 19 стран вынуждены дополнительно тратить до $37,5 млн в неделю из-за запрета использовать российское воздушное пространство. По данным ведомства, за первые 2 месяца 2022 года иностранные компании совершили 31,4 тыс. транзитных рейсов через небо России, что на 21% больше, чем по итогам аналогичного периода 2021 года.
«В результате вынужденной ответной меры, введенной в отношении зарубежных перевозчиков, доставляются неудобства прежде всего гражданам этих стран. К примеру, дальность перелета из Лондона в Токио через Россию по транссибирскому маршруту — кратчайшему воздушному пути между Европой и Юго-Восточной Азией — составляет 9 500 км, а с использованием альтернативного маршрута — 11 200 км. Таким образом, альтернативные маршруты значительно увеличивают время полетов — почти на два часа», — говорится в сообщении Минтранса.
Это влечет за собой рост себестоимости перевозки, прежде всего за счет увеличения количества используемого топлива, отметили в ведомстве.
«По оценкам, дополнительные расходы перевозчиков 19 стран (США, Канада, Великобритания, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция) в условиях ограничения на использование воздушного пространства РФ составляют более $37,5 млн еженедельно. Как следствие, это влечет за собой рост цен на билеты и перевозку грузов, что неизбежно ложится на пассажиров и грузоотправителей», — заявили в Минтрансе.
После начала военной операции РФ на Украине авиавласти Евросоюза, Великобритании, Канады и США закрыли свое воздушное пространство для российских перевозчиков. Росавиация ввела зеркальные ограничения для перевозчиков этих государств: речь идет как о рейсах в Россию и из нее, так и транзитных полетах через воздушное пространство страны.
Так называемые транссибирские маршруты над Россией иностранные перевозчики традиционно использовали для сокращения продолжительности и себестоимости рейсов между Европой и Азией. За это РФ с 1970-х годов взимает с них роялти, большую часть которых получал «Аэрофлот» (по некоторым оценкам — по несколько сотен миллионов долларов в год). Часть суммы доставалась Росавиации на поддержку летных училищ.