Решение авиавластей Бермудских островов приостановить действие сертификатов летной годности самолетов российских авиакомпаний не привело к прекращению полетов. Они продолжились несмотря на то, что осуществлять их без сертификата летной годности запрещает в том числе и Воздушный кодекс РФ, а перерегистрировать борта в российском реестре успели далеко не все авиакомпании. Полеты пока приостановили только чартерная Royal Flight и самолеты группы «Волга Днепр». У последней в Канаде арестовали принадлежащий ей Ан-124, который доставил в страну тесты на ковид. Остальные компании продолжают полеты в ожидании официальных разрешений от властей 14 марта. Некоторые даже смогли договориться с иностранными лизингодателями о полетах в другие страны, пишет Коммерсантъ.
Российские авиакомпании в течение 13 марта каждый час поднимали в небо примерно сотню зарегистрированных на Бермудах самолетов с приостановленным сертификатом летной годности, свидетельствуют данные портала Flightradar24. На радаре были замечены Airbus и Boeing c кодами бермудского регистра (VQ и VP) всех пяти крупнейших перевозчиков (группа «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair), а также других компаний из топ-10 и менее крупных.
Всего в РФ по разным оценкам Минтранса, Росавиации и аналитиков 730–770 самолетов с бермудской регистрацией из общего парка более чем в 980 воздушных судов. 12 марта Управление гражданской авиации Бермудских островов (BCAA) приостановило их сертификаты летной годности (СЛГ). Согласно Воздушному кодексу РФ, эксплуатация самолетов без СЛГ запрещается. В релизе ВСАА отмечалось, что санкционные меры в отношении РФ ограничили возможности по надзору за безопасностью полетов российских воздушных судов, и регулятор не может «уверенно утверждать, что эти самолеты пригодны для полетов».
Таким образом, все полеты самолетов в бермудском реестре с 3:00 мск 13 марта фактически нелегальны, соглашается один из руководителей перевозчиков.
По его словам, 14 марта в Росавиации должно пройти совещание, по итогам которого авиакомпании рассчитывают получить официальное разрешение на продолжение полетов. «Это должно быть постановление правительства, а не телеграммы и тем более не устные распоряжения, на основании которых мы сейчас летаем»,— добавил собеседник “Ъ”. Источник “Ъ” в другой авиакомпании уточнил, что перевозчик продолжает перелеты за границу по договоренности с ирландским лизингодателем: «До 28 марта нам пообещали не трогать борта» (в этот день, согласно санкциям, лизингодатели должны прекратить договоры с авиакомпаниями РФ — “Ъ”). Росавиация, отметим, запретила перелеты за пределы страны на самолетах без российской регистрации (см. “Ъ” от 12 марта). 4 марта некоторые авиакомпании получили телеграмму с рекомендацией Росавиации в срочном порядке подать заявку на перерегистрацию в госреестре всех иностранных самолетов. Позже Минтранс письменно уведомил перевозчиков, что телеграммы подведомственного агентства «не носят характера нормативно-правовых актов». «Летаем на честном слове»,— резюмировал 13 марта один из собеседников “Ъ” в авиаотрасли.
10 марта начальник управления поддержания летной годности ВС Росавиации Валерий Кудинов заявил в кулуарах форума по техобслуживанию самолетов MRO, что с 24 февраля (начала военной спецоперации РФ на Украине) в госреестр переведены уже около 180 судов, том числе 80 самолетов «Аэрофлота» и 27 «Победы». В тот же день Росавиация опровергла слова своего сотрудника, не уточняя корректные цифры.
В тоже время, по данным источника “Ъ” в Минтрансе, «Аэрофлот» пока не перевел самолеты, а лишь «зарезервировал места в российском реестре и оплатил номера».
В процессе переоформления своих самолетов в российский реестр находится Nord Wind и Pegas Fly, сообщила “Ъ” гендиректор Pegas Touristik и член совета директоров авиакомпании Pegas Fly Анна Подгорная. Самолеты этих компаний 13 марта продолжили полеты. Точную численность бортов, которые компания уже перевела и планирует перегистрировать, госпожа Подгорная не уточнила. Она также опровергла информацию о том, что авиакомпании готовятся «перегнать флот» в Турцию и вернуть самолеты лизингодателям. «У нас 40 с лишним бортов, и мы ничего не перегоняли, и не собираемся. Есть единицы арестованных судов, но мы продолжаем работу. У нас одна из самых обширных разлетных программ по России, и мы не намерены от нее отказываться, нам важно максимально сохранить свои самолеты»,— подчеркнула Анна Подгорная, не уточняя, какое число самолетов планируется оставить во флоте этих компаний после 28 марта. Публикации о намерении перерегистрировать свои самолеты в турецкой юрисдикции госпожа Подгорная опровергла, назвав их домыслами. «В российском реестре у нашего парка не будет проблем»,— добавила она. По словам топ-менеджера, перевозчикам удалось полностью вывезти своих туристов в рамках гуманитарных рейсов: всего около 10 тыс. человек.
Единственной пассажирской авиакомпанией, которая прекратила полеты к 13 марта, стал чартерный перевозчик Royal Flight, выполняющий рейсы туроператора Coral Travel. Судя по Flightradar, из 13 Boeing авиакомпании один уже находится в испанском аэропорту Кастельон. Как отмечают собеседники “Ъ” на рынке, Royal Flight вернул их по требованию ирландского лизингодателя AerCap.
Также, судя по Flightradar, приостановили полеты самолеты группы «Волга-Днепр»: последние рейсы бортов Boeing входящего в группу перевозчика AirBridgeCargo выполнены 10–12 марта.
Компания работала с тремя крупнейшими лизингодателями, чьи самолеты были зарегистрированы на Бермудах: Dubai Aerospace Enterprise (DAE, ОАЭ), BOC (структура Bank of China) и BCC (лизинговая компания Boeing). Источник “Ъ” в группе подтвердил временную приостановку полетов. При этом он добавил, что 12 марта в аэропорту Канады был арестован транспортный Ан-124, находившийся в собственности «Волга-Днепр». Борт доставил заказанные правительством Канады наборы для тестирования на COVID-19. «Это было несколько неожиданное и грубое решение (об аресте), наши юристы работают над ситуацией»,— добавил собеседник “Ъ”. Арест не был инициирован ни одним из сотрудничавших с группой лизингодателей или страховщиков, уточнил собеседник: «Все объяснили санкционными запретами на взаимодействие с российскими перевозчиками». Сейчас в компании решают вопросы, связанные с возвращением экипажа (более 10 человек) Ан-124 в РФ. Решения о том, как парк группы намерен продолжать полеты, пока нет. Отвечая на вопрос о том, возможна ли концентрация на внутрироссийских направлениях, источник “Ъ” констатировал: «Нет рынка». Он добавил, что для дальнейшего продолжения грузоперевозок игрокам потребуется помощь в том числе со стороны государства.
В условиях, когда одна из критически важных отраслей РФ находится на грани остановки, «пренебрежение действующими в прошлой жизни правилами становится новой нормальностью», полагает исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев. Отказ от действующих правил, подчеркивает он, может рассматриваться исключительно в качестве экстренной и «очень краткосрочной меры». Российские авиавласти, выполнив перевод парка в отечественный реестр, должны провести «не формальный, а полноценный» технический аудит каждого воздушного судна. «И лишь на основании этого аудита выдавать сертификаты летной годности»,— подчеркивает он. В этой ситуации важно сохранить доверие не только авиационных специалистов, для которых в любой ситуации останется важна профессиональная этика и безопасность полетов, но в первую очередь пассажиров. Эксперт также отмечает влияние политической конъюнктуры на решения западных авиавластей. «Начиная с прошлого года на примере Белоруссии стало очевидно, с какой легкостью и скоростью Запад сворачивает существующие десятилетиями правовые конструкции в области гражданской авиации»,— указывает он. «ЕС в одночасье исключил республику из существующей маршрутной сети, введя строгие запреты на использование своего воздушного пространства»,— отмечает господин Пантелеев, подчеркивая «политическую мотивированность этих решений».