Росавиация запросила у авиакомпаний информацию о включении в лизинговые договоры положений, «допускающих возможность (обязывающих) лизингополучателей» регистрировать самолеты, поставляемые после 31 декабря 2022 года, в российском государственном реестре гражданских воздушных судов.
Об этом говорится в письме замруководителя ведомства Алексея Новгородова, которое он направил в авиакомпании 3 сентября. Информацию компании должны были представить до 12:00 мск 7 сентября. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили представители S7 Group, Smartavia и два источника в других авиакомпаниях, эксплуатирующих импортные самолеты.
Речь идет о создании благоприятных условий для регистрации воздушных судов, приобретаемых российскими авиакомпаниями, в российском реестре, пояснила РБК советник руководителя Росавиации Елена Михеева.
«Рассматриваем это письмо в контексте работы по повышению привлекательности российского регистра (реестра. — РБК) для владельцев воздушных судов иностранного производства», — передал РБК через пресс-службу директор департамента по работе с крупнейшими клиентами компании «Сберлизинг» Павел Пискун.
До сих пор 725 самолетов, на которых выполняют полеты российские авиакомпании, из всего парка в 997 воздушных судов зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии, сообщал в апреле 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько.
Регистрация в России самолетов иностранного производства, которые получают российские авиакомпании, обсуждается несколько лет, по крайней мере с 2014 года. Пресс-служба Минтранса ранее так объясняла необходимость этого:
Регистрация самолетов, которые используют российские авиакомпании, в ирландском или бермудском реестрах возможна в рамках межправительственных соглашений. В конце 2019 года министр иностранных дел Сергей Лавров предлагал расторгнуть один из таких договоров — с Бермудами.
Новый этап обсуждения запрета регистрации авиатехники за рубежом начался весной 2021 года, писала газета «Коммерсантъ». Тогда же стала известна дата, после которой самолеты предстоит регистрировать в России, — 31 декабря 2022 года. Ее выбор обусловлен изменениями, внесенными в 2019 году в Налоговый кодекс, отмечает представитель Росавиации. «Воздушные суда, ввозимые в Россию после 31 декабря 2022 года, в случае их регистрации в офшорных реестрах будут облагаться ввозной пошлиной в размере 10% от их номинальной стоимости», — рассказывал ранее РБК Новгородов. По его словам, авиакомпаниям при ввозе самолета Airbus A320 или Boeing 737, зарегистрированного не в России, придется платит госпошлину около $10 млн. Сейчас проходит согласование еще одно дополнение в Налоговый кодекс, которое предполагает исключение из числа объектов налогообложения воздушных судов, зарегистрированных в России, добавляет Михеева.
Почему российский реестр не популярен
Лизингодатели и, соответственно, авиакомпании сейчас продолжают регистрировать импортную авиатехнику за рубежом, так как в России не разработаны правила технической эксплуатации зарубежных самолетов, и при регистрации в национальном реестре их продажная стоимость снижается. У пассажирских авиакомпаний бывают случаи, когда импортные самолеты зарегистрированы в России (например, самолеты «Газпромавиа» или несколько машин Azur Air), но они принадлежат российским собственникам (не лизингодателям), перед которыми нет задачи перепродавать самолеты.
В апреле 2019 года правительство утвердило план мероприятий, направленных на популяризацию российского реестра, отмечают в пресс-службе Росавиации. Сейчас власти разрабатывают пакет новых нормативных актов, который позволит регистрировать авиатехнику в России за один рабочий день и за «значительно более низкую плату».
Михеева отмечает, что ежегодное продление сертификата летной годности Boeing 737 или Airbus A320 за рубежом обходится его эксплуатанту в $40 тыс. В России за аналогичное продление, проводимое раз в два года, авиакомпании придется заплатить госпошлину 650 руб. и около 100 тыс. руб. (около $1,4 тыс.) сертификационному центру за оценку состояния воздушного судна.
Кроме очевидного снижения затрат авиакомпании будут также защищены государством от санкционных рисков, указывает советник руководителя Росавации. Она напомнила, что после вынужденной посадки самолета Ryanair в Минске 23 мая Ирландия запретила воздушным судам, зарегистрированным в ее реестре, выполнение полетов в воздушном пространстве Белоруссии.
Гендиректор лоукостера «Победа» Андрей Калмыков в интервью РБК назвал «позорищем» ситуацию, когда самолеты российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудах (у «Победы» 44 таких Boeing 737). Но перед регистрацией импортных самолетов в России надо разработать правила, регулирующие вопросы техобслуживания. «Сейчас нет квалификационных требований к техническим специалистам и техобслуживанию самолетов. На Украине и в Казахстане иностранные самолеты зарегистрированы в национальном реестре. Просто возьмите и скопируйте их правила», — предложил Калмыков. Эксплуатация в России самолетов, зарегистрированных в иностранном реестре, — исключение из действующего в большинстве стран правила, предусматривающего регистрацию только в национальном реестре, подтверждает партнер-учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин.
В России пока отсутствуют фактические основания для включения в лизинговые соглашения требования по регистрации здесь воздушных судов, отмечает глава группы «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. Иностранные лизингодатели пока не готовы к регистрации самолетов в России, добавляет представитель Smartavia Виктор Аношкин.
Ивантер рассчитывает, что финальное решение по поправкам в Воздушный кодекс и новым стандартам поддержания летной годности иностранной авиатехники будет принято с учетом мнений авиакомпаний и лизинговых компаний (РБК направил запрос в Росавиацию по поводу такого предложения). Если кампания по развитию российского реестра будет выполнена должным образом, перевозчики смогут рассчитывать на согласие иностранных собственников на регистрацию их самолетов в России, добавляет пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова.