Новым министром транспорта будет назначен глава Аэрофлота Виталий Савельев, чью кандидатуру внес 9 ноября на рассмотрение Госдумы премьер Михаил Мишустин.
Накануне был отправлен в отставку Евгений Дитрих, который руководил Минтрансом с мая 2018 года. Комментируя будущее назначение Савельева, один из источников издания РБК, близкий к совету директоров «Аэрофлота», заявил, что глава авиакомпании стал единственным руководителем, который «адекватно проявил себя в кризисной ситуации, в которой оказалась транспортная отрасль из-за пандемии коронавируса». При этом пассажирские авиаперевозки остаются одной из главных проблем, которые стоят перед Минтрансом.
Виталию Савельеву 66 лет, из них 11 лет он руководит «Аэрофлотом», а до этого успел поработать в правительстве на должности замминистра экономики (2004–2007 годы). Начинал карьеру топ-менеджер на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, от инженера до главного конструктора одного из объединений «КрасноярскГЭСстроя», занимал руководящие посты в тресте «Севзапметаллургмонтаж» и в «Главленинградинжстрое», возглавлял СП «Диалогинвест».
Слухи о возможном переходе топ-менеджера в Минтранс ходили с 2016 года, сообщает Коммерсантъ, но большинство источников издания в отрасли удивлены назначением: оно не выглядит повышением, при этом Виталий Савельев оставляет «Аэрофлот» в тяжелый период пандемии.
Комментируя назначение Савельева изданию Коммерсантъ, Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» сказала, что господин Савельев покидает Аэрофлот на «красивой ноте» — после привлечения 80 млрд руб. в рамках допэмиссии: «С учетом этого и существующих кредитных линий еще два года коронавируса перевозчик переживет, проблем с ликвидностью сейчас у них нет».
Будущий министр транспорта уже наметил фронт работ, сделав заявление на заседании профильного комитета Госдумы:
“Сейчас существует [транспортная] стратегия до 30 года и в разработке находится стратегия до 2035 года, – сказал он. – Сейчас мне более-менее понятно, куда бы я хотел приложить максимум усилий. Это не просто утверждение этой стратегии, а именно имплементация – доведение до результата и до реализации. Количество дорог, которые должны быть в стране, особенно федеральных дорог – их до 35 года должно быть увеличено примерно вдвое. Денежные средства, которые заложены в бюджет – они огромные”, – передает ТАСС.
Савельев отметил, что в бюджет транспортной стратегии заложено около 1,9 трлн руб., из которых 500 млрд руб. – бюджетные средства.
По его словам, среди важных задач транспортной отрасли – строительство мировых транспортных коридоров, расширение пропускной способности БАМа и развитие Северного морского пути.
Кроме того, кандидат на пост министра транспорта РФ Виталий Савельев считает, что количество лоукостеров в России должно быть больше.
“Таких лоукостеров [как авиакомпания Победа] должно быть больше в нашей стране. Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация именно развивается в части низкобюджетных перевозчиков”, – сказал он.
В качестве регионов, в которых мог бы работать лоукостер он привел среднюю полосу России и Дальний Восток.
На данный момент в России есть только один лоукостер – Победа, которая начала полеты в 2014 году.
Еще одним важным направлением работы, по мнению Савельева, является увеличение безопасности дорожного движения, что может способствовать росту ВВП на 0,2-0,25%.
“Если мы возьмем с вами транспортную стратегию до 2035 года […..], там есть очень интересный показатель по безопасности: если только безопасность на дорогах поднимем на несколько процентов <…>, это увеличит вклад в ВВП на 0,2-0,25%. Поэтому, конечно, нужно безопасность на дорогах увеличивать”.
Тем временем, преемник Виталия Савельева в Аэрофлоте пока неизвестен. Наиболее вероятным претендентом, которого называют в том числе источники РБК и Forbes, выглядит глава ГТЛК Михаил Полубояринов. В 2003–2009 годах он был финансовым директором Аэрофлота (до прихода господина Савельева), а с 2017 года входит в совет директоров авиакомпании. Елена Сахнова в комментарии изданию Коммерсантъ отметила, что Аэрофлоту при Виталии Савельеве не удалось наладить диалог с производителями отечественных самолетов, а Михаил Полубояринов может решить эту проблему, поскольку у него «хорошие отношения» с Ростехом.