Крупные российские авиакомпании перепрофилируют часть своего бизнеса под грузовые перевозки для того, чтобы восполнить потери от сокращения пассажирских перевозок в связи с пандемией коронавируса. Уральские авиалинии и Azur Air вслед за Аэрофлотом увеличивают число маршрутов для грузовых перевозок, сообщает РБК.
Самый крупный игрок на рынке российской авиации Аэрофлот довольно быстро сориентировался в сложившейся ситуации и уже весной 2020 г., когда ограничительные меры в связи с COVID-19 впервые были введены, стал расширять сегмент грузоперевозок. Компания переориентировала несколько пассажирских самолетов под грузовые перевозки. За первое полугодие 2020 года это принесло группе выручку 12,28 млрд руб. (на 40,6% больше, чем годом ранее), при этом общая выручка снизилась на 52%, до 149,35 млрд руб. За январь—июнь Аэрофлот получил 58,3 млрд руб. чистого убытка против прибыли 8,8 млрд руб. годом ранее, сообщает РБК.
Кроме того, еще в середине июня Аэрофлот начал возить пассажиров за рубеж при сохранявшихся ограничениях на международные перелеты — компания летала из Москвы во Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сеул и Тель-Авив. Рейсы, большинство из которых осуществлялись два раза в неделю, были оформлены как грузовые, и с разрешения Росавиации на них продавались билеты для пассажиров, рассказывали источники издания Ведомости.
Авиакомпания S7 выполняет рейсы с грузом медицинского назначения с середины апреля 2020 г., при этом груз размещается как в салонах, так и в грузовых отсеках пассажирских самолетов. Авиакомпания летала из Китая в российские города. В середине августа она впервые решила пополнить флот двумя грузовыми лайнерами Boeing 737-800BCF и за счет этого нарастить перевозки грузов и почты на 30%. Однако подробных комментариев о своей стратегии развития грузоперевозок авиакомпания не давала.
Теперь же примеру Аэрофлота решили последовать и другие российские авиакомпании. Так, Уральские авиалинии подали 18 заявок для грузовых рейсов из России в страны Европы и Азии. Это следует из материалов Росавиации к заседанию межведомственной комиссии по допуску компаний к полетам за рубеж (состоялась 21 сентября).
Заявку на грузовые перевозки в Германию (Дюссельдорф) подала и авиакомпания Azur Air (седьмое место по итогам 2019 года, 5,8 млн пассажиров), говорится в материалах ведомства.
Представители Уральских авиалиний и Azur Air подтвердили РБК, что собираются расширить направления для перевозки грузов.
Среди стран, в которые планируют возить грузы Уральские авиалинии, — Великобритания, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Франция и Чехия. Полеты авиакомпания планирует осуществлять из Москвы и своего базового аэропорта в Екатеринбурге. На нескольких из этих направлений уже есть авиакомпании, имеющие разрешения на перевозку грузов.
Представитель Уральских авиалиний признал в комментарии РБК, что авиакомпании придется конкурировать в непрофильном для себя сегменте: «Вынуждены конкурировать с перевозчиками, специализирующимися на грузовых перевозках, у которых больше возможностей: опыт, наработанная сеть клиентов, флот из грузовых лайнеров». По его словам, есть конкуренция и среди пассажирских авиакомпаний, поскольку большинство из них используют свободные емкости для перевозки грузов в багажниках пассажирских самолетов.
Сейчас Уральские авиалинии возят грузы только из 12 городов Китая (Пекин, Шанхай, Чжэнчжоу и другие) одним переоборудованным самолетом Аirbus A321. Точки назначения, как и тип грузов, авиакомпания не раскрывает. Позднее перевозчик рассчитывает переоборудовать до пяти таких лайнеров, говорит его представитель. Это может составить около 10% от всего флота (46 самолетов).
Представители Azur Air сообщили РБК, что «положительно оценивают» развитие грузовых перевозок и в зимний период, в первую очередь за счет медицинских товаров: «Для целей грузоперевозки компания провела реконфигурацию двух лайнеров Вoeing 767-300, а также успешно используются багажные отсеки пассажирских воздушных судов». Всего у перевозчика 31 самолет.
Очевидно, что грузоперевозки на пассажирских лайнерах временная мера, которая может позволить российским авиакомпаниям пережить сложные времена. Такого мнения придерживается и один из экспертов в сфере авиации, директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. В интервью РБК он отметил, что рентабельность перевозок товаров в салоне самолета напрямую зависит от восстановления регулярного авиасообщения, и пока перевозка груза рентабельна, но по мере возврата международного сообщения ставки вновь пойдут вниз, и этот бизнес исчезнет.