Согласно докладу Комитета по транспорту и инфраструктуре Конгресса США, который появился на официальном сайте в эту среду, ответственность за проблемы с самолетом 737MAX лежит на Федеральном авиационном управлении (Federal Aviation Administration или FFA), а также на самой корпорации Boeing, которая осуществляла ненадлежащий контроль за разработкой и сдачей в эксплуатацию самолета.
Доклад из 238 страниц был опубликован по итогам продлившегося 18 месяцев расследования, сообщает Forbes. В нем описаны «серьезные ошибки и оплошности» с точки зрения дизайна, разработки и сертификации самолетов Boeing 737 MAX, две катастрофы с участием которых привели к гибели 346 человек. Конгрессмены выделяют пять ключевых проблем:
– давление на этапе производства, которое поставило под угрозу безопасность пассажиров. На Boeing и программу 737 MAX оказывалось «колоссальное финансовое давление» из-за необходимости конкурировать с новым Airbus A320, которое привело к «масштабным попыткам» урезать издержки, следовать расписанию и избегать замедления производства;
– «ошибочные предположения» с точки зрения дизайна и производительности. Boeing якобы делала такие предположения на тему ключевых технологий 737 MAX, в первую очередь системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System – Система улучшения характеристик маневренности), позволяющей автоматически выправлять положение самолета. Компания якобы ожидала, что пилоты, которые в основном о существовании MCAS не знали, сумеют нивелировать любую потенциальную ошибку системы;
– «культура сокрытия». Boeing якобы скрывал ключевую информацию от FAA, своих клиентов и пилотов 737 MAX. Скрыта якобы была, в частности, информация о том, что пилоту при тестировании самолета потребовалось больше 10 секунд, чтобы отреагировать на ошибку MCAS. Сам пилот эту ситуацию охарактеризовал как «катастрофическую»;
-противоречивое представительство. В докладе упомянуты несколько случаев, когда сотрудники Boeing, получившие право действовать от имени FAA, не сообщали ведомству о потенциальных проблемах;
-влияние Boeing на FAA. Несколько сотрудников FAA сообщили о случаях, когда руководство ведомства принимало решения не в пользу собственных технологических экспертов, а в пользу Boeing.
Самолеты серии Boeing 737 MAX начали эксплуатироваться в октябре 2017 года. Уже в 2018 году с лайнером этой модели произошла первая авиакатастрофа — самолет индонезийской авиакомпании Lion Air упал в море вскоре после вылета. Погибли 189 человек. Пять месяцев спустя в Эфиопии разбился еще один 737 MAX, и погибли 157 человек. После этого полеты Boeing 737 MAX были приостановлены по всему миру. В январе этого года Boeing заморозила производство 737 MAX.
Boeing позднее внесла изменения в работу MCAS. Летом прошли летные испытания 737 MAX с модернизированным оборудованием. Американская корпорация в результате рассчитывает на снятие запрета на использование авиалайнера сначала в США, а вслед за этим и в других странах мира.