Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предлагает организовать продажу авиабилетов для льготных категорий граждан через портал госуслуг. С такой инициативой ООП обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину.
Как сообщают Известия, письмо с предложением продавать субсидируемые авиабилеты через портал госуслуг было направлено на имя председателя правительства Михаила Мишустина 16 сентября.
Сегодня проездные документы продают только через кассы, из-за чего покупателям приходится простаивать в очередях до 20 часов, сообщили Известиям представители Общероссийского объединения пассажиров. Но если разрешить реализацию билетов в онлайне, то их раскупят за считанные часы, отметили эксперты. А главное, по их словам, в случае внедрения продаж через интернет правительству придется увеличивать объемы субсидирования программ льготных перевозок.
Субсидируемые авиаперевозки по спецтарифу в города Дальнего Востока, Крым и Калининград регламентируются постановлением правительства ? 215 от 2018 года. Право на льготный полет имеют пенсионеры, дети, студенты до 23 лет, члены многодетных семей и инвалиды. Тариф ниже себестоимости перевозки рассчитывается и устанавливается Росавиацией для каждого маршрута до начала года. По итогам выполнения полетов авиакомпании предоставляют в Росавиацию информацию о выполненных перевозках и получают бюджетные субсидии на покрытие расходов.
В пресс-службах правительства и Минцифры Известиям сказали, что обращение ООП к ним пока не поступало. И выразили готовность рассмотреть его в установленном порядке.
В Минтрансе Известиям сообщили, что прорабатывают вопрос подтверждения принадлежности пассажира к льготной категории при бронировании авиаперевозки с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Аналогичный проект с применением ЕГИССО уже реализуется для продажи ж/д билетов льготным категориям граждан. После завершения «пилота» будет рассмотрен вопрос расширения применяемых методов на другие виды транспорта.
В 2020 году в программе субсидируемых авиаперевозок участвуют авиакомпании Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии, UTair, Якутия, Северный ветер, Икар, Азимут, Smartavia, Nord Star, Ираэро и Алроса. Полеты по самым востребованным маршрутам — из Москвы в Хабаровск, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский — выполняет Аэрофлот.
Некоторые из авиакомпаний уже предлагают льготным пассажирам приобретать билеты в интернете. Так, в авиакомпании S7 организовали техническую возможность для приобретения билетов онлайн для части льготных категорий граждан.
— Российские граждане в возрасте до 22 лет включительно и граждане пенсионного и предпенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) могут приобрести авиабилеты по льготным тарифам на сайте компании, указав номер документа и дату рождения. Исключения составляют инвалиды и многодетные семьи, которым для подтверждения субсидии необходимо предоставить дополнительные документы в соответствии с требованиями в их регионе, — сообщили в S7.
В Smartavia также организовали продажу для «возрастных» категорий льготников через свой сайт. В компании считают, что продажи льготных билетов онлайн не представляют особой сложности, но технические проблемы могут возникнуть у компаний, работающих с иностранными системами бронирования.
Впрочем, в Ираэро, напротив, уверены, что технически решить сегодня эту инициативу почти нереально: существует перечень документов, которые необходимо предъявить в подлинном или нотариально заверенном виде для приобретения льготного билета. Доля таких продаж у перевозчика не составляет и 1% от годового объема, поэтому острой необходимости в нововведении в Ираэро не видят. Хотя отмечают, что для самих льготников это бы упростило процедуру.
— Если данная мера будет реализована на единой платформе госуслуг, мы примем все меры, чтобы интегрировать ее в нашу систему продаж, — отметили в компании.
Нерешенной и самой важной остается также проблема хронической нехватки бюджетных средств, направляемых на программу. Вплоть до 2020 года Аэрофлот распродавал все льготные билеты в течение считанных недель с открытия продаж в начале года. В этом году, вероятно, из-за пандемии и низкого спроса на перевозки компания закрыла последние продажи билетов в начале августа.
В 2019 году на программу субсидирования перевозок льготных категорий граждан изначально было направлено 2,9 млрд рублей. В течение года из резервного фонда правительства программа была доинвестирована до рекордных 8,1 млрд рублей. В Минтрансе Известиям рассказали, что в 2020 году объем субсидий на реализацию постановления ? 215 составил 5,8 млрд рублей. В рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2021 год министерство предложило сохранить аналогичный объем субсидирования.
По словам генерального директора Infomost Бориса Рыбака, любое упрощение процедур получения льготных авиабилетов потребует увеличения объема субсидий на покрытие растущего спроса на полеты.