Курилки в аэропортах могут стать платными. Законопроект об их возвращении в воздушные гавани Госдума недавно приняла в первом чтении. А уже ко второму чтению депутаты намерены предложить поправки о введении платы за вход в курительные комнаты, рассказал «Известиям» первый зампред комитета по охране здоровья нижней палаты Федот Тумусов. По его мнению, цена должна составлять 50–100 рублей. Общественники считают, что курилки вообще нельзя возвращать в аэропорты, так как это приведет к загрязнению воздуха и в соседних помещениях. В Минздраве также ранее выступали против законопроекта. Рассмотрение документа во втором чтении намечено на осеннюю сессию.
100 рублей за вход
Депутаты готовят поправки к законопроекту, разрешающему курительные комнаты в «чистых зонах» аэропортов, принятому в первом чтении 16 июля. Как рассказал «Известиям» Федот Тумусов («Справедливая Россия»), вход в курилки должен быть платным. По его словам, оборудование таких комнат стоит денег — и эти расходы аэропорты явно переложат на пассажиров.
— Мы считаем, что платить должны курильщики, которые будут пользоваться этими комнатами, — подчеркнул Федот Тумусов. — Сколько может стоить вход в курилки, сейчас сказать сложно. На мой взгляд, цена должна составлять 50–100 рублей.
По словам парламентария, правительству следует в отдельном нормативно-правовом акте установить технические условия содержания курительных комнат. В частности, в новом документе должен быть указан предельный уровень табачного дыма около курилок.
— Мы уверены, что никакого запаха и дыма около таких комнат быть не должно, то есть аэропорты должны закупить соответствующие вентиляционные системы, — отметил депутат.
Как ранее писали «Известия», оборудование одной курительной комнаты в воздушной гавани обойдется в 2 млн рублей.
Второе чтение законопроекта, возвращающего курилки в аэропорты (поправки в 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»), запланировано на осеннюю сессию, сказал «Известиям» автор документа первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский («Единая Россия»). Свои предложения о корректировке документа парламентарии и ведомства должны внести до 14 августа, следует из базы нижней палаты парламента.
Необходимость курилок в аэропортах автор законопроекта объясняет тем, что их размещение позволит избежать правонарушений: сейчас пассажиры дымят в любых доступных помещениях воздушных гаваней, в частности в туалетах и комнатах матери и ребенка.
Сергей Боярский считает, что делать вход в курилки платным — достаточно спорное предложение.
— Мы не можем обязать аэропорты создавать такие условия для граждан. А кроме того, неясно, какой должна быть плата за вход, — отметил парламентарий. — При этом я считаю правильным делать такие комнаты отдельными и с затемненными стенами, хотя это не вопрос законотворчества. Детали следует прописывать в рамках отдельных технических условий, которые должны быть определены позже, после принятия закона.
Правительство в лице Минздрава уже заявило о своем концептуальном решении: продажа табачных изделий должна быть прекращена к 2050 году, напомнил в разговоре с «Известиями» первый зампред комитета по контролю и регламенту Госдумы («Справедливая Россия») Олег Нилов.
— Поэтому ко второму чтению законопроекта мы также намерены внести поправку о том, что установка курительных комнат должна быть временной мерой. Более того, вход в курилки следует сделать платным, — подтвердил парламентарий.
По его словам, организацию и функционирование подобных комнат следует рассматривать как бизнес и курильщики должны платить за вход в специальные помещения не меньше 100 рублей.
В Минздраве на запрос «Известий» о том, поддерживает ли ведомство введение платы за вход в курилки, не ответили. Ранее министерство выступало резко против самого законопроекта об их возвращении, о чем неоднократно заявляло. Это предложение противоречит логике 15-ФЗ, который запрещает организацию курительных комнат в общественных местах. Более того, как ранее говорили «Известиям» в ведомстве, целый ряд международных исследований, проведенных в крупных аэропортах, показал: уровень загрязнения воздуха опасными твердыми микрочастицами, выделяющимися при курении, в 14 раз выше в помещениях рядом с курительными комнатами, нежели в аэропортах, где курение полностью запрещено.
Грязная чистая зона
Председатель правления общественной ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов сказал «Известиям», что появление курилок в аэропортах «отравит» жизнь абсолютно всем гражданам, присутствующим в воздушных гаванях.
— Никакая вентиляционная система не может решить вопрос с загрязнением воздуха табачным дымом, который содержит твердые частицы. Они оседают в бронхиальной системе человека, нанося вред здоровью, — подчеркнул он. — Проблема в том, что дверь в курилку, открываясь и закрываясь, пропустит дым, поэтому воздух совершенно точно будет загрязнен для всех.
Избежать этого можно лишь установкой специального тамбура, в котором будет происходить очищение воздуха от твердых частиц с помощью специальных систем. Они крайне дорогие, используются на космических кораблях и никогда не появятся в аэропортах, уверен эксперт.
В пресс-службе Домодедово «Известиям» сказали, что, пока инициатива депутатов не утверждена, говорить о планах по организации мест для курения в изолированных помещениях аэропорта преждевременно.
В пресс-службе Шереметьево «Известиям» сообщили, что, согласно международной практике, в большинстве аэропортов потребности курящих пассажиров учитываются за счет выделения специально оборудованных изолированных комнат для курения либо создания открытых пространств –– внутренних дворов, крыш, балконов. В Шереметьево не стали оценивать предложение депутатов, но отметили, что сами не планируют делать вход в курилки платным. Во Внуково и Пулково на момент публикации не ответили на запросы «Известий».
Член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков заявил в эфире НСН, что возвращение курительных комнат в аэропорты проведет увеличению числа курильщиков и росту заболеваний, связанных с потреблением сигарет. Он назвал решение депутатов шагом назад.
«Это отрицательно повлияет на ту статистику, которая сейчас есть по снижению распространенности потребления табака. Будут созданы условия для его потребления. Даже одно послабление в созданной системе мер играет отрицательную роль. Это шаг назад. Тогда как мы в нацпроекте говорим, что надо идти только вперед, принятие этого законопроекта в первом чтении выглядит довольно странно. Антитабачные меры, которые были приняты в стране в течение нескольких последних лет, позволили многим гражданам отказаться от курения. Курить стало где-то неудобно, кому-то дорого, – все эти меры в целом приводили для многих к отказу от табака. Возвращение курилок в аэропорты способно привести к росту заболеваний, обусловленных курением, а также отрицательно скажется на распространенности курения», – уверен Зыков.
Член координационного совета по борьбе против табака полагает, что нет никакой особой необходимости в возвращении курилок в аэропорты.
«Когда есть запрет на курение в помещениях, то нет условий для потребления табака. Потребление снижается на 10-15%. Повышается на 80% шанс, что человек откажется от сигарет. Табачная индустрия продвигает курилки по всему миру, объясняя это заботой о курящих. Но курение – это не еда и не вода. Это зависимость, от которой надо отказываться. Ничего страшного нет, если человек откажется на день от курения. Он же не курит, когда спит. В аэропортах люди проводят не так уж много времени. Один день курильщик потерпит. Если у него сильная зависимость – то это повод заранее обратиться к врачу, чтобы приобрести препараты никотинзаместительной терапии. То, что в аэропортах закон нарушается, так это проблема контроля и надзора», – считает собеседник НСН.
Зыков также пообещал предпринять ряд шагов, чтобы донести позицию Минздрава по этому вопросу до депутатов Госдумы.
В свою очередь, Комитет Совета Федерации по социальной политике, также, не поддерживает резонансный законопроект о возвращении курилок в аэропорты и не будет рекомендовать палате его одобрить в случае принятия Госдумой. Об этом ТАСС сообщил глава комитета Валерий Рязанский.
“У нашего комитета отрицательное заключение на данный законопроект, концептуально мы его не поддерживаем”, – сказал сенатор, отвечая на вопрос, будет ли комитет рекомендовать Совфеду одобрить законопроект в случае принятие его Госдумой в третьем чтении.
Сенатор считает, что данная инициатива станет шагом назад, после которого придется возвращать места для курения в гостиницах, заповедниках, санаториях, вокзалах.