Три крупные китайские авиакомпании решили подать коллективный иск против корпорации Boeing, сообщил Bloomberg со ссылкой на неназванные источники. Перевозчики хотят получить у авиастроителя компенсацию за срыв рейсов.
Приостановка эксплуатации лайнеров серии Boeing 737 Max 8 дезорганизовала работу этих компаний. Котировки Boeing снизятся в ответ на иск, считают эксперты, опрошенные РБК Quote.
«Большая тройка» государственных авиаперевозчиков Китая может стать сильным противником, пишет Bloomberg. Компании Air China, China Southern Airlines и China Eastern Airlines эксплуатировали 53 самолета Boeing 737 Max 8 из 96, которые сейчас стоят в ангарах по всему Китаю. По данным Управления гражданской авиации Китая, в 2018 году самолеты этих авиаперевозчиков перевезли 65% пассажиров, летевших китайскими авиалиниями.
Скоординированный подход может дать китайским авиакомпаниям преимущество в суде, так как влияние Китая в сфере авиации растет, считают в Bloomberg. Китай стал первой страной в мире, приостановившей полеты Boeing 737 Max 8. Страна приняла это решение еще до того, как то же самое сделали власти США. Это нарушило сложившуюся в авиации традицию, при которой первыми полеты приостанавливает государство, выдавшее сертификат на эксплуатацию.
Что думают аналитики
«Если прецедент произойдет в пользу китайских авиаперевозчиков, другие компании могут последовать их примеру, — считает аналитик «Кит Финанса» Дмитрий Баженов. — Более того, на днях стало известно, что при сертификации самолетов Федеральное авиационное управление США проводило проверку MCAS поверхностно, поскольку компания Boeing не предупредила этот орган о последствиях, которые влекут сбои в системе. А это уже весомый аргумент для коллективного иска».
MCAS — система «Увеличения характеристик системы маневрирования», установленная на самолетах Boeing 737 Max. Она автоматически корректирует положение носа авиалайнера относительно линии горизонта.
По мнению ведущего аналитика инвестиционной компании QBF Олега Богданова, историю с «Боингом» нужно рассматривать в контексте эскалации торговой войны между США и Китаем. «Чем выше американцы будут поднимать пошлины на китайскую продукцию, тем сильнее Китай будет давить на американские компании, с которыми ведет бизнес. Под ударом все крупнейшие компании США», — предупредил аналитик.
Что будет с акциями
В QBF выразили уверенность в том, что котировки Boeing будут снижаться в ответ на иск китайских авиаперевозчиков. «Если иск выльется в многомиллионные штрафы для Boeing, то это прямо отразится на бумагах компании. На данный момент техническая картинка по акциям Boeing крайне неблагоприятная. Вполне возможно, что при обострении торгового конфликта между США и Китаем цели для снижения сместятся на уровень $320 или даже $300 за акцию», — спрогнозировал Олег Богданов.
По мнению Дмитрия Баженова, реальные последствия будут зависеть от размера возможной компенсации. «Уже 76 стран приостановили полеты лайнеров серии Boeing 737 Max, а некоторые и вовсе отказались от заказов. На фоне этого за первые четыре месяца 2019 года компания поставила на 24% меньше самолетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сам же Boeing заявил, что он столкнулся с одним из самых серьезных кризисов в компании за последние 100 лет», — пояснил представитель из «Кит Финанса».
Управляющий директор «Иволги Капитал» Дмитрий Александров более оптимистично оценил перспективы акций авиастроителя. «Не стоит ожидать обвала на новостях об исках из Китая. Акции Boing смогут отыграть потенциальное падение на позитивных новостях об оборонном заказе и исправлении проблем с самолетами, а также на сильных фундаментальных показателях», — уверен эксперт.
«Скорее всего, на новостях об исках будет наблюдаться временное легкое снижение котировок, однако долгосрочно скорее стоит ожидать роста стоимости компании», — спрогнозировал Александров.
По расчетам «Иволги Капитал», потенциальные иски уже включены в текущую стоимость акций, а судебные разбирательства могут длиться годами. Максимум, чем грозят иски — это штрафы, эффект от которых будет весьма ограничен для Boeing, добавил Александров. К тому же, более половины доходов компания получает от оборонных заказов — а это подразделение не пострадает от сложностей с гражданскими самолетами, объяснил аналитик свой прогноз.
Консенсус Refinitiv советует покупать акции Boing, предполагая, что за ближайший год они подорожают на 21,82%, до $421,05. Семнадцать профильных аналитиков рекомендуют покупать бумаги авиастроителя, семеро — держать и двое продавать.
Тем временем, Boeing завершил обновление программного обеспечения для системы коррекции маневрирования (MCAS) на самолетах 737 MAX, сбой в которой, предположительно, стал причиной крушения двух лайнеров этого типа.
“Boeing завершил обновление программного обеспечения на самолетах 737 Max… Всего самолеты 737 MAX с модифицированным MCAS провели в воздухе 360 часов в ходе 207 полетов”, – говорится в заявлении компании.
Компания отмечает, что передаст Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) дополнительную информацию, после чего стороны будут договариваться о сертификационном полете самолета с обновленным ПО.
Напомним, 10 марта в результате авиакатастрофы в Эфиопии погибли 157 человек – граждане 35 стран, в том числе трое россиян. Выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби Boeing 737 MAX 8 упал примерно в 60 км к юго-западу от эфиопской столицы.
29 октября 2018 года жертвами крушения Boeing аналогичной модели в Индонезии стали 189 человек. Многие страны мира, включая Россию, США и государства ЕС, из соображений безопасности приостановили эксплуатацию самолетов этой серии.
Президент США, Дональд Трамп заявил, что ни один другой бренд в мире не понес столь же сильного ущерба, как Boeing 737 MAX.
Ранее генеральный директор Boeing Деннис Меленберг, комментируя итоги предварительного доклада о причинах катастрофы 10 марта самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, признал, что сбой в системе улучшения характеристики маневренности MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System) имел место на бортах обоих потерпевших за последние пять месяцев самолетов Boeing 737 MAX. По словам Меленберга, эксперты корпорации “взаимодействуют с Федеральным авиационным управлением США и с авиакомпаниями-клиентами с тем, чтобы завершить разработку и загрузить усовершенствованное программное обеспечение, которое исключит повторение трагедий, подобных катастрофам рейса 610 авиакомпании Lion Air и рейса 302 авиакомпании Ethiopian Airlines. Завершение работ и сертификация этого программного обеспечения, по его словам, будет осуществлена “в ближайшие недели”.
На днях, была обнаружена ещё одна проблема, которая могла стать критическим фактором в крушениях лайнеров этой модели в Эфиопии и Индонезии. В кабине пилотов отсутствовал стандартный сигнал тревоги о неисправности датчиков угла атаки самолета. Ранее, данное оборудование устанавливалось на самолеты Boeing 737 по-умолчанию.
Boeing 737 MAX — четвёртое поколение самолётов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.