Самолет Boeing 737-8 MAX авиакомпании Ethiopian (бортовой номер ET-AVJ) выполняющий рейс ET-302 из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Найроби (Кения) потерпел крушение примерно в 60 км к юго-западу от эфиопской столицы в районе города Бишофту. На борту были 149 пассажиров и 9 членов экипажа. Никто не выжил. Это уже вторая авиакатастрофа с данным типом самолета (Boeing 737-8 MAX) за несколько месяцев.
После взлета из Аддис-Абебы в 08:38 (по местному времени) самолет Ethiopian набрал высоту 9 000 футов (2,740 метров), после чего исчез с экранов радаров. Контакт с лайнером был потерян в 08:44 (по местному времени).
В 13:21 Ethiopian опубликовала фото генерального директора авиакомпании с места авиакатастрофы и сообщила, что выживших нет.
На пресс-конференции, состоявшейся 10 марта 2019 года, Эфиопские авиалинии заявили, что экипаж сообщал о технических проблемах с самолетом и запрашивал возврат обратно в Аддис-Абебу, передает авторитетное авиационное издание avherald.com.
“Как слышно на записи авиадиспетчеров, пилот сообщил, что у него возникли проблемы, и он хочет вернуться. Ему дали разрешение”, — заявил глава компании Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам.
Что касается пилотов, то известно, что капитан воздушного судна (КВС) работал в авиакомпании Ethiopian 9 лет и имел налет около 8 000 часов. Второй пилот был менее опытен и имел налет около 200 часов.
Boeing 737-8 MAX был новый, и согласно флайт-трекерам начал полеты в октябре 2018 года. Самолет прошел «тщательное техническое обслуживание» 4 февраля 2019 года. Перед катастрофой лайнер выполнил успешный рейс в Йоханнесбург (Южная Африка) и обратно.
После столкновения самолета с землей осталась большая воронка.
Любопытно, что это уже вторая катастрофа данного типа самолета (Boeing 737-8 MAX) за несколько месяцев при схожих обстоятельствах. Так, 29 октября 2018 года, Boeing 737MAX-8 авиакомпании Lion Air выполнявший рейс JT-610 из Джакарты в Панкалпинанг, также, во время набора высоты пропал с экранов радаров и упал в море. Позже выяснилось, что лайнер был технически неисправен и имел проблемы с индикацией скорости. По предварительным данным, к катастрофе могла привести неправильная настройка датчика угла атаки, который, возможно, передавал на бортовой компьютер ошибочную информацию о положении самолета относительно линии горизонта.
Тем временем, Китай вводит временный запрет на использование самолётов Boeing 737 MAX 8 на всех внутренних национальных авиалиниях в связи с катастрофой в Эфиопии. Об этом говорится в сообщении Управления гражданской авиации Китая.
Как отметили в ведомстве, с октября прошлого года, когда разбился Boeing 737-8 авиакомпании Lion Air, это уже вторая катастрофа с самолётами этой серии.
«С учётом того, что оба самолёта были сравнительно новыми Boeing 737 MAX 8, а также то, что обе катастрофы произошли на стадии взлёта, прослеживается определённая схожесть двух катастроф», — приводит заявление CNN.
В Ethiopian Airlines, также, заявили о приостановке эксплуатации самолетов Boeing 737 MAX 8. По словам перевозчика, несмотря на то, что причина авиакатастрофы пока не известна, решение было принято «в качестве дополнительной меры предосторожности».
Boeing 737 MAX — четвёртое поколение самолётов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.
По данным Boeing, самолеты данного поколения эксплуатируются 69 авиакомпаниями, среди которых есть российская авиакомпания S7 Airlines. Кроме этого, производитель указывает на то, что это самый продаваемый лайнер.
“Boeing 737 Max является наиболее быстро продаваемым самолетом в истории Boeing, на него приходится почти 4,7 тыс. заказов от более 100 клиентов в мире”, – указывается на сайте корпорации. Она называет главными достоинствами данной модели экономичность, надежность и наименьшее количество задержек при выполнении рейсов.
Кстати, американская корпорация Boeing отменила запланированную на 13 марта презентацию широкофюзеляжного самолета Boeing 777x в связи с катастрофой Boeing 737 Max в Эфиопии.
Тем временем, стало известно, что в авиакатастрофе погибли граждане Российской Федерации.
“Авиакомпания Ethiopian Airlines подтвердила, что на борту ее авиалайнера #ET302, потерпевшего крушение сегодня неподалеку от Аддис-Абебы, находились трое граждан России: Екатерина Полякова, Александр Поляков, Сергей Вяликов”, — передает пресс-служба дипведомства.
Как рассказал РИА Новости заведующий консульским отделом российского посольства в Кении Олег Кипоренко, погибшие россияне были туристами, а не участниками предстоящей конференции ООН в Найроби.
Верховный комиссар Организации объединенных наций по делам беженцев Филиппо Гранди заявил, что на борту разбившегося самолета находились 19 сотрудников различных подразделений ООН.
“По предварительным данным, 19 представителей персонала организаций, связанных с ООН, погибли”, – говорится в заявлении, размещенном на сайте организации.
Владимир Путин выразил соболезнования главе Эфиопии Сахле-Ворк Зеуде и премьер-министру страны Абию Ахмеду Али.
“Прошу передать слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших. Пусть мужество не покинет их в этот тяжелый час”, — говорится в телеграмме российского лидера.
И лишь одному человеку в этой авиакатастрофе повезло. Путешественник из Афин остался в живых благодаря тому, что не успел сдать багаж — буквально двух минут не хватило, чтобы попасть на злополучный рейс.
Турист из Греции по имени Антониос Маврополулос оказался единственным пассажиром печально известного рейса Ethiopian Airlines, который не сел в самолёт. Он опоздал на две минуты. Путешественник рассказал об этом изданию Greek Reporter. По словам Маврополулоса, его жизнь спасло то, что он не успел вовремя сдать багаж.
“Я видел, как люди садились в самолёт. Я был очень зол из-за того, что меня не впускали”, – заявил Антониос Маврополулос.
Он добавил, что после трагедии полиция вызвала его на допрос: правоохранителям показалось подозрительным, что лишь он один не попал на рейс. Но, поскольку багаж был при нём, мужчину быстро отпустили.