Не только лоукостеры, но и крупные западные авиакомпании массово отменяют и задерживают рейсы. Багаж порой не может найти своего владельца неделями, билеты дорожают, очереди в аэропортах растягиваются на сотни метров. О том, что происходит в авиахабах Европы, как быть туристам и когда хаос и неразбериха закончатся, рассказали РИА Новости.
Виновата пандемия?
«Чтобы вы знали — теперь путешествовать по Европе довольно сложно, — признался в интервью РИА Новости итальянский турист Джованни. — Я летел недавно из США в Германию (Франкфурт-на-Майне), затем оттуда — в Рим. Оба рейса отложили, везде очереди, в самолете мы ждали долго, пока нас выпустят. Авиакомпания прислала письмо с извинениями и объяснением: персонала не хватает, снова ковид, полетные программы изменились (в том числе из-за российско-украинского конфликта) и так далее — письмо было большим и подробным».
Россиянка Алена Судакова добиралась до Марселя неделю назад. «В Москве все тихо и быстро, очередей на международные рейсы нет. Мы летели через Стамбул, там были очереди, да. А в Марселе, уже после того, как получили багаж, некоторое время никого не выпускали из аэропорта. С чем это было связано, мы так и не поняли», — рассказывает она.
По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, проблемы начались, когда в Европе сняли антиковидные ограничения. Туристы бросились скупать авиабилеты.
«Однако в пандемию аэропорты и перевозчики сократили персонал, поэтому в авиаотрасли дефицит рабочих рук», — поясняет он.
Вот и возник коллапс. «Администрация аэропорта Хитроу в Лондоне даже попросила авиакомпании приостановить продажу билетов, поскольку обслужить всех просто нет возможности. Очень показательный пример», — добавляет Пантелеев.
В Хитроу ограничили пассажиропоток до 100 тысяч человек в сутки. По словам директора Джона Холланда-Кая, это продлится минимум до 11 сентября.
Инфляция, забастовки и закрытое небо
Аэропорты срочно набирают сотрудников, упрощают процедуру приема на работу для иностранцев. Но есть еще проблема.
«Из мировых хабов уволили десятки тысяч, они перепрофилировались и возвращаться уже не хотят, — говорит директор компании MAYEL Travel Майя Котляр. — Так что берут людей без опыта, а обучение — от трех месяцев до года. Человек выходит на работу, но не понимает, как и что делать, порой возникает неразбериха».
А опытные специалисты бунтуют и устраивают забастовки — требуют повышения зарплаты.
«В Испании, например, так уже полгода», — отмечает Котляр.
В Италии отменили не меньше 400 национальных и международных рейсов из-за забастовки авиаперсонала, бортпроводников и пилотов бюджетных компаний Ryanair, easyJet, Malta Air, Vilotea. Работу приостановили даже авиадиспетчеры Национальной службы обеспечения полетов гражданской авиации страны (ENAV). В результате трудности с вылетами испытали 68 тысяч пассажиров.
Но авиакомпании и хабы тоже можно понять: они в тяжелой экономической ситуации. Отказ пилотов летать обходится перевозчикам в миллионы долларов в день — инфляция, резко выросли затраты на топливо. Повышение зарплат — то, о чем там думают в последнюю очередь.
«На все это в совокупности наложилось закрытие неба над Россией, — добавляет Майя Котляр. — Приходится летать в обход, из-за чего увеличилось расстояние и время в пути — в среднем на три часа. Соответственно, ближнемагистральные самолеты поменяли на дальнемагистральные, увеличились расходы на горючее».
Составили антирейтинг
На днях испанская компания Mabrian назвала страны, где в первой половине июля больше всего отменили рейсов.
Абсолютный лидер антирейтинга — Германия: 11 тысяч.
Lufthansa уже заявила, что снимает около двух тысяч рейсов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена до конца лета. По мнению руководства, это поможет стабилизировать расписание.
Великобритания отменила 1060 рейсов, Италия — 637. Также в топ-10 вошли Испания, Франция, Нидерланды, Греция, Австрия, Португалия и Дания.
По словам основателя Russian Language Academy в Эйндховене (Нидерланды), преподавателя русского языка Марии Ершовой, много отмен и задержек у лоукостеров.
«Я сейчас в Латвии, недавно ко мне летели студенты из Швейцарии, так их рейс задержали на 15 часов! — приводит она пример. — Кому-то везет, авиакомпания предупреждает, кому-то — нет, и люди сидят в аэропорту».
Случаются и обратные ситуации. Ryanair прислал знакомой Марии сообщение о задержке на два часа. Та все равно приехала заранее, и не зря: самолет отправили вовремя.
«Такие фальшстарты, конечно, добавляют стресса пассажирам», — отмечает Мария.
Авиакомпании понимают, что создают неудобство туристам, поэтому заранее извиняются.
«Мы просто должны работать лучше, и делаем все для этого, — говорится в письме-обращении гендиректора KLM Airlines Марьяна Ринтеля, которое есть в распоряжении РИА Новости. — Каждый день 28 тысяч сотрудников трудятся круглосуточно, чтобы доставить вас и ваш багаж в пункт назначения вовремя и с комфортом. Мы хотим извиниться перед теми, кто пострадал, и сделаем все возможное, чтобы восстановить ваше доверие».
Чемодан-путешественник
Часто теряют багаж, и потом его не дождешься. В такой ситуации оказалась еще одна студентка Марии, летевшая в Латвию из Цюриха.
«Она выбрала авиакомпанию Swiss International Air Lines и ожидала от нее определенного уровня сервиса, — рассказывает преподаватель. — Но у крупных перевозчиков те же проблемы, что и у лоукостеров. Багаж пропал. Не думаю, что это связано с хаосом в аэропортах, а вот то, что вещи вернули спустя 14 дней, — точно из-за этого».
Чемодан успел облететь всю Европу. За две недели побывал в Амстердаме, Брюсселе, Копенгагене, потом вернулся в Цюрих и только после этого добрался до Риги.
Создают панику
Высокий сезон путешествий наступает у европейцев в июле, вместе со школьными каникулами. Улететь в отпуск хотят все, поэтому коллапс быстро перекинулся с международных хабов на небольшие аэропорты. Панику усиливают и сами пассажиры.
«Видя по телевизору огромные очереди, они приезжают за четыре-пять часов до рейса, толпятся у входа. В итоге очередь в аэропорту Эйндховена растягивается на сотни метров. Но сначала все равно пускают тех, у кого скоро вылет: выходит человек и выкрикивает номера ближайших рейсов», — поясняет Мария.
Она рекомендует приехать за два часа до вылета, дождаться момента, когда выйдет сотрудник, и пройти без очереди.
«Европейцы к такому не привыкли, это, конечно, их шокирует», — подчеркивает собеседница РИА Новости.
Лететь или не лететь
Из-за увеличения расходов на топливо и общего кризиса подорожали и авиабилеты.
«Весной рейс из Праги в Ереван стоил около 500 евро. Мне надо было лететь в конце июля. Подумала: дорого, подожду. И зря. Сейчас цена на удобный рейс с пересадкой — 1200», — говорит российская студентка Алина, которая учится в Чехии.
По мнению Олега Пантелеева, сейчас, несмотря ни на что, путешествия для россиян выглядят привлекательно — благодаря крепкому рублю (если есть возможность расплачиваться зарубежными банковскими картами или наличной валютой).
«Но международные направления дороже, чем раньше, к тому же в мире неопределенная ситуация с оспой обезьян и новой версией ковида. Думаю, с полетами все же лучше повременить», — отмечает он.
Тем, кто уже запланировал путешествие, Майя Котляр советует брать всю ответственность за поездку на себя. Лететь, но осознанно, и быть готовым ко всему.
А еще заранее подавать документы на визу (можно даже за несколько месяцев). Из-за нехватки персонала в европейских консульствах свободных окон для записи почти нет.
Также Мария Ершова рекомендует брать билеты на будни.
«Европейцы предпочитают улетать вечером в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. У меня же был рейс во вторник — из Эйндховена в Ригу. Очередь была, но совсем небольшая. Приехала за два часа, успела».
Если предстоит стыковка, оставьте побольше времени на пересадку, минимум пару часов.
«Я спокойно добралась до Шарль-де-Голля в Париже, но на вылет были просто дикие толпы!» — жалуется туристка Анна Попова.
Еще один вариант избежать столпотворения в аэропортах — скомбинировать поездку. Например, доехать до Петербурга на поезде или самолете, а там пересесть на автобус до Хельсинки (семь часов в пути, четыре тысячи рублей).
В Варшаву, Ригу, Таллин ходят прямые автобусы из Москвы, Петербурга, Калининграда. Цена — от 2500 до 12 тысяч рублей в зависимости от расстояния.
Все наладится, но не сразу
Директор аэропорта Хитроу Джон Холланд-Кай считает, что на восстановление авиаотрасли потребуется до полутора лет. Однако с ним согласны далеко не все.
«Пока цены на топливо не упадут, не откроется небо над Россией, ничего нельзя прогнозировать», — говорит Майя Котляр.
Олег Пантелеев более оптимистичен. По его словам, к концу высокого сезона дела у авиакомпаний постепенно начнут приходить в норму, а из кризиса удастся выйти к весне следующего года.