В аэропортах Черноморского побережья заканчиваются слоты для приема самолетов. Об этом «Известиям» рассказали источники в авиакомпаниях, добавив, что перевозчики продолжают подавать заявки на запуск новых рейсов. Такая ситуация особенно характерна для аэропортов Симферополя, а также Сочи и Анапы, входящих в холдинг «Аэродинамика» Олега Дерипаски, уточнили они.
По состоянию на 2 июня в крымском аэропорту оставалось только три слота — два ночных (с 21:50 до 00:50) и один дневной (с 15:00 до 15:50), следует из письма операционного директора авиагавани руководителям летающих туда авиакомпаний (есть у «Известий»).
Слот — это временный интервал, когда самолет прилетает в аэропорт, обслуживается, высаживает пассажиров, принимает новых и улетает.
— В связи с закрытием границ популярных иностранных курортов полеты в Крым этим летом пользуются рекордным спросом, — сказал «Известиям» представитель симферопольского аэропорта.
По его словам, маршрутная сеть полетов в аэропорту Симферополя уже достигла 63 направлений. Собеседник уточнил, что это максимальный показатель в современной истории компании.
— Авиакомпании продолжают направлять заявки на открытие новых рейсов. Руководствуясь желанием предоставить максимально комфортные условия как авиакомпаниям, так и пассажирам, мы активно сотрудничаем с перевозчиками, в том числе предоставляем им информацию о наиболее удобном для обслуживания рейсов времени в течение дня, — сказал представитель аэропорта.
По его словам, это позволяет максимально равномерно распределить рейсы в течение суток и минимизировать неудобство для пассажиров.
Один из собеседников в крупной российской авиакомпании сказал «Известиям», что в Сочи почти не осталось слотов, а аэропорт Анапы не может подтвердить их на выполнение полетов в одно и то же время на все дни недели даже в неудобные для пассажиров часы.
По словам другого собеседника, при запросе слотов на внутренние рейсы аэропорт Сочи не отказывает — либо долгое время не отвечает, либо предлагает какую-то альтернативу, но не запрошенный временной интервал. Например, вместо выполнения рейса в пятницу могут предложить вторник.
Сочинский аэропорт днем использует международную секцию терминала для внутрироссийских рейсов, а международные полеты обслуживает только в ночью, сказал источник в одной из авиакомпаний. По его словам, даже в это время получить слоты для международных рейсов невозможно (хотя авиагавань допущена к их выполнению) — все они уже заняты.
В Red Wings «Известиям» сказали, что на черноморские курорты из всех городов России выставлены избыточные емкости, поэтому в дополнительных рейсах нет необходимости. Таких планов у авиакомпании нет, отметил ее представитель.
— Дефицит слотов в аэропортах черноморских курортов очевиден. Например, при запросе на корректировку времени прилета/вылета имеющихся рейсов аэропорты запрашиваемые слоты не подтверждают, — добавил он.
В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили. В «Аэродинамике» отказались от комментариев.
Авиаперевозчики в июне-сентябре выставили в города на Черноморском побережье — Сочи, Симферополь, Анапа, Геленджик и Краснодар — более 51 тыс. рейсов с 8,3 млн креслами (в одну сторону), сообщил «Известиям» источник в российской авиакомпании. Это больше аналогичного периода 2019 года на 54 и 59% соответственно. Около 34% выставленных емкостей приходится на группу «Аэрофлот», в том числе «Россию» и «Победу», 14% — на «Уральские авиалинии», 12% — на S7 Airlines, 9% — на Nordwind.
Цены стали ниже
По данным комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), куда входят все ведущие туроператоры, гостиницы 4–5 звезд в Сочи на июнь забронированы практически под завязку, а в бюджетных «трешках» осталось менее 5% свободных мест — 2–3% максимум. Об этом «Известиям» рассказал почетный президент РСТ Сергей Шпилько.
Правда, если зайти в сервисы по бронированию, то свободные гостиничные номера на июнь на юге страны найти можно: например, в Сочи доступны четыре отеля «пять звезд» и более десятка «четверок».
— На июнь туристам в отелях Сочи на данный момент доступно буквально по паре-тройке хороших номеров. Системы бронирования выдают больше, но это может быть за счет комнат совсем низкого уровня — например, без окон, или бывшей кухни, которую из-за высокого спроса стали сдавать как гостиничный номер, — отметил он.
Есть еще и частный сектор. Оценить его загрузку сложно, но, по словам Сергея Шпилько, качественный номерной фонд, безусловно, и там «выметен».
— Более-менее на нашем юге можно забронировать приличные номера на август и сентябрь. Июль продан в очень значительной степени: у туристов уже сейчас возникают проблемы с бронированием, — сказал он.
В Крыму аналогичная ситуация — мест нет ни в бюджетных, ни в дорогих средствах размещения, заключил Сергей Шпилько.
Ранее ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко говорил «Известиям», что из-за того, что туристам будет негде разместиться на курортах, авиабилеты могут подешеветь.
— Даже если авиакомпании выставят все свои емкости на отечественные туристические направления, а местные аэропорты обслужат все эти рейсы, пассажирам может просто не хватить жилья на курортах. Авиаперевозчики не найдут своего пассажира. Не потому, что он не готов лететь, а потому, что ближе к лету выяснится, что ему негде жить. Тогда цены на авиабилеты упадут, — прогнозировал эксперт.
Стоимость авиабилетов в Сочи в сезон отпусков последовательно повышались с января по апрель, как с вылетом из Москвы, так и из регионов, сказал «Известиям» представитель Aviasales.
— В апреле рост составил в среднем 17% по сравнению с январем. С апреля наблюдается снижение, уже к июню цены упали на 7%, — отметил представитель сервиса бронирования.
По его словам, похожую динамику можно увидеть и в колебании цен на авиабилеты в Симферополь. В феврале был небольшой спад на 3%, однако к апрелю цены выросли на 21%. К июню билеты вновь подешевели — на 9% по сравнению с апрелем, добавил он.
Авиакомпании стали заложниками ситуации, при которой ими были выставлены избыточные емкости на курорты Черного моря в условиях уже почти заполненных гостиниц уровня 3 звезды, дефицита удобных слотов, сказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, перевозчикам приходится теперь расплачиваться за собственную жадность снижением стоимости авиабилетов.