В правительстве рассматривают «варианты системного решения» проблем четвертой по размеру российской авиакомпании Utair, заявил РБК курирующий транспортную отрасль вице-премьер Максим Акимов.
Если для вывода компании из сложной финансовой ситуации «надо вступить в переговоры с собственником, поменять менеджмент, привлечь новых акционеров, это открытые возможности», сказал он.
О банкротстве Акимов отозвался как о «самом худшем» и «неуместном по многим причинам» способе выхода из положения. «Не только потому, что это крайне болезненная процедура — у компании есть большой вертолетный парк, или потому, что бренд сам по себе дорог. Нам дорога структура рынка. Мы не можем все время отрезать», — заявил он.
По мнению вице-премьера, это приводит к тому, что на рынке «остается одна компания, которая приходит и говорит, вы знаете, а у меня теперь тоже дела очень плохи, субсидию дайте». «Это [уход авиакомпании с рынка] тупик», — подчеркнул он.
Задачей властей в сложившейся ситуации Акимов назвал расширение конкуренции. «Я жду доклада Минтранса, в чем заключается новая системная модель бизнеса Utair. Подход «давайте дольем денег сейчас, но через два года мы к вам снова придем» меня не устроит», — заверил он.
«Мы рассматриваем варианты системного решения. Еще раз хочу сказать, жесткое решение лучше, чем несистемное. Самое страшное решение — несистемное, ситуативное», — сказал вице-премьер.
О том, что U?tair начала процедуру реструктуризации семилетнего кредита на 18,9 млрд руб., который был предоставлен ей в 2015 году синдикатом из 11 банков, стало известно в начале декабря прошлого года. Позже в том же месяце авиакомпания заявила, что решила приостановить выплаты процентов по этому кредиту. Таким образом, перевозчик надеялся обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон.? Компания обещала возобновить выплаты только летом 2019 года — к этому времени, по оценкам представителей U?tair, она сможет аккумулировать средства. Однако большинство банков с такой идеей не согласились (ее поддержал только Сбербанк). В итоге авиакомпания допустила технический дефолт.
В феврале на совещании в Минтрансе, где обсуждалась ситуация с долгами Utair, новую финансовую модель топ-менеджеры авиакомпании так и не предоставили, выяснил РБК. Однако в Росавиации, комментируя ситуацию, заявили о хороших показателях перевозчика по итогам января 2019 года. «Что касается прошлой задолженности авиакомпании, то это предмет дальнейшей работы с кредиторами», — подчеркивал руководитель ведомства Александр Нерадько.