Новости

Около 100 пилотов Победы оказались в неоплачиваемых отпусках

06.08.2020

Пилоты, работающие в авиакомпании “Победа”, жалуются, что их вынудили уйти в неоплачиваемые отпуска до конца года. Уволиться из компании им сложно: нужно будет выплатить около 1,5 млн рублей отступных. Один из пилотов уже начал подрабатывать курьером, сообщает русская служба Би-Би-Си.

Российская бюджетная авиакомпания “Победа”, дочернее предприятие “Аэрофлота”, в конце мая возобновила полеты, которые была вынуждена прервать на два месяца из-за пандемии, вызванной коронавирусом. Лоукостер теперь планирует увеличивать свой флот и расширять расписание.

Но пилоты-стажеры, работающие в “Победе”, рассказали Би-би-си, что компания якобы отправила их в неоплачиваемые отпуска до начала 2021 года. Тем, кто отказывается уходить в такие отпуска добровольно, грозят расторжением контракта, утверждают пилоты.

Для пилотов, пришедших в компанию менее пяти лет назад, это означает не только потерю работы, но и выплату “Победе” отступных – они должны будут вернуть деньги, которые компания потратила на переучивание летчиков. Стоимость обучения пилота составляет около полутора миллионов рублей.

О ситуации с неоплачиваемыми отпусками рассказали Би-би-си два пилота авиакомпании и подтвердили еще три источника в российской авиаотрасли, которые не уполномочены официально давать комментарии СМИ.

По оценкам пилотов “Победы”, с которыми поговорила Би-би-си, в продолжительных неоплачиваемых отпусках оказалось около 100 вторых и младших пилотов авиакомпании. Это примерно треть всех пилотов “Победы”.

Представитель “Победы” написал Би-би-си, что перевозчик, “как и многие другие авиакомпании”, предлагал сотрудникам взять очередные отпуска в период вынужденного простоя, и некоторые сотрудники воспользовались предложением.

“Сегодня “налет” в “Победе” быстро восстанавливается и уже близок к докризисному уровню, кадрового профицита у компании нет”, – заявил представитель компании.

Учился на летчика, работает курьером

Андрей (имя изменено по просьбе героя, поскольку он опасается еще больших проблем на работе) в 2019 году окончил летное училище и пошел на работу в “Победу”, где стал вторым пилотом-стажером.

Зимой 2020 года Андрей получил допуск к полетам, но сесть за штурвал не успел, так как из-за пандемии компания прекратила полеты, а пилотов, по его словам, попросила “пойти навстречу” и взять неоплачиваемые отпуска до июля. “Победа” приостановила все полеты на период с 1 апреля по 31 мая.

“Деваться некуда – пошли”, – рассказал он Би-би-си. Тем не менее в июле на работу Андрей не вышел.

“Перед окончанием отпуска начался обзвон – причем не только вторых пилотов-стажеров, но и тех, кто уже летал, но не успел налетать много”, – вспоминает Андрей.

По его словам, компания обзвонила около 100 человек, якобы предлагая им добровольно уйти в отпуск до 11 января 2021 года. Как утверждает Андрей, другой вариант, который предлагала компания – уволиться, при этом заплатив отступные за переобучение.

“По контракту нельзя уйти из компании раньше, чем через пять лет работы, не заплатив за переучивание”, – объясняет Андрей.

В доказательство Андрей предоставил Би-би-си запись телефонного разговора с руководством компании. На записи, которая, как он считает, должна подтвердить его слова, слышен разговор пилота с мужчиной, который не представляется по имени – Андрей утверждает, что это сотрудник компании.

“Мне надо подать списки, кто написал, кто не написал [заявление]. Кто не напишет – придется сокращать, с долгом, конечно”, – объясняет мужчина на записи. Он утверждает, что при увольнении пилоту дается 15 дней на выплату отступных.

Андрей опасается, что компания может попытаться уволить его за профнепригодность: “Меня могут вызвать в офис, когда кончится отпуск, вызвать на экзамен и попытаться уволить по итогам его”.

Пилот отметил, что его бы устроил вариант уйти из компании, но без долга за обучение.

“Победа” же, по его словам, отказалась идти на какие-либо уступки. В компании лишь сказали, что пилоты, находящиеся в неоплачиваемых отпусках, в это время могут “работать где угодно”, но трудовую книжку Андрею не удалось получить.

“У нас возможна работа по совместительству, согласно Трудовому кодексу, я просил хоть письмо какое-то от компании, что я могу работать по совместительству в другой организации”, – рассказал Андрей. Но и такое письмо он не смог получить.

В итоге он устроился курьером. “Работаю почти каждый день. Условия труда, конечно, не сопоставимые с работой пилота, вставать надо очень рано, а работать до самого вечера, а иногда и до ночи”, – рассказывает Андрей.

Еще один второй пилот “Победы” подтвердил Би-би-си, что из 290-300 вторых пилотов в компании “добровольно-принудительно” отправились в неоплачиваемые отпуска до конца года около ста человек.

Олег (имя пилота изменено, поскольку он опасается потерять работу в “Победе”) рассказал, что в отпусках без зарплаты якобы оказались не только вторые пилоты-стажеры, но и вторые пилоты – те, у кого был маленький налет, и те, за кем замечали нарушения и ошибки в работе.

Причем, по его словам, вторым пилотам-стажерам, которые не захотели писать заявления на отпуск, якобы перестали ставить в план полеты с инструкторами, лишив таким образом работы.

У оставшихся в “Победе” пилотов стало значительно больше работы после того, как компания возобновила полеты. “Я следующий месяц из самолета почти не вылезаю”, – признается Олег.

Те же, кому не повезло, либо работают курьерами, либо уезжают из Москвы в родные города, рассказывает он.

В редких случаях некоторым летчикам удается устроиться по специальности. По словам Олега, он знает о двух бывших пилотах “Победы”, которые ушли в “Азимут”.

Впрочем, им пришлось переучиваться на другой типа самолета – флот “Победы” состоит из Boeing 737-800, а у “Азимута” только “Суперджеты” SSJ-100. Однако, по словам Олега, неустойку они не платили, так как отработали в компании больше пяти лет.

Представитель “Победы” в ответ на запрос Би-би-си написал, что “информация об ограничении выдачи трудовых книжек и других якобы имевших место нарушениях трудового законодательства не соответствует действительности”.

Русская служба Би-би-си направила запрос “Аэрофлоту”, материнской компании “Победы”, но на момент публикации материала ответа не получила.

Почему именно “Победа”?

Авиаперевозки стали одной из первых отраслей российской экономики, пострадавших от пандемии коронавируса и карантинных мер. Россия с 27 марта прекратила регулярное и чартерное сообщение с другими странами. Авиакомпании сократили и перевозки внутри страны.

Правительство и президент Владимир Путин обещали отрасли достаточно серьезную поддержку, но помощь выделяется с ограничениями – например, ее получают перевозчики, в авиапарке которых есть российские самолеты.

Всего правительство выделило 23,4 млрд рублей на помощь авиакомпаниям, пострадавшим от падения трафика из-за пандемии.

“Победе” единственной из авиакомпаний отказано в бюджетных субсидиях”, – писала газета “Ведомости”.

3 августа Росавиация предложила продлить период выдачи авиакомпаниям субсидий до сентября. Регулятор предлагает распределить оставшиеся деньги из расчета 840 рублей на каждого “потерянного” в этом году пассажира. Сейчас деньги выделяются из расчета 365 рублей на пассажира.

Проблемы на фоне вызванного пандемией кризиса возникли не только у “Победы”. Но Би-би-си не удалось найти другие авиакомпании, в которых пилотам приходилось бы уходить в неоплачиваемые отпуска на столь долгие сроки.

В первую очередь с избытком кадров в период кризиса столкнулись компании, которые росли быстро и для этого набирали избыточно много персонала – как, например, “Победа”, рассказывает Би-би-си собеседник в руководстве одной из крупных российских авиакомпаний.

Авиакомпания, как и любой крупный бизнес, – это сложный комплекс социальных обязательств, продолжает собеседник Би-би-си. “В случае с авиакомпанией наивысшим приоритетом обладают обязательства перед пассажирами, – рассуждает он. – Если что-то угрожает возможности выполнять обязательства перед пассажирами, могут нарушаться обязательства перед другими контрагентами, в том числе и перед сотрудниками”.

При этом у “Аэрофлота” и “Победы” достаточно амбициозные планы развития. 14 июля генеральный директор ПАО “Аэрофлот” Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину стратегию группы до 2028 года.

По предыдущей стратегии к 2023 году группа “Аэрофлот” планировала довести свой годовой пассажиропоток до 100 млн человек (в 2019 году перевезено 60,7 млн). По новому плану к 2028 году показатель вырастет до 130 млн человек. “Победа” должна перевозить больше “Аэрофлота” – 55-65 млн пассажиров в год.

При этом “Победа” расширяет свой флот. ТАСС около недели назад сообщал, что авиакомпания “Россия” (входит в группу “Аэрофлот”) передала “Победе” четыре Boeing 737-800 из 13 таких самолетов, имеющихся у нее. А “Ведомости” со ссылкой на двоих сотрудников “Аэрофлота” писали, что компания отдаст “Победе” все 50 собственных самолетов Boeing 737-800.

Как другие авиакомпании справляются с кризисом?

В России и в мире в целом авиакомпании в последние месяцы массово сокращают персонал. В связи с сокращением объема авиаперевозок во время пандемии Covid-19 многие сотрудники стали не нужны.

Авиакомпания S7 сократила часть пилотов, а также закрыла подразделения в Омске, Челябинске и Перми. “К сожалению, в ситуации с существенным сокращением полетной программы S7 Airlines вынуждена работать над эффективной оптимизацией расходов, в том числе рассматривать частичное сокращение персонала”, – сообщила Би-би-си PR-директор S7 Group Ирина Колесникова.

Одним из попавших под сокращение в S7 оказался выпускник Ульяновского института гражданской авиации 2019 года Андрей Кольцов, закончивший переучивание на Airbus A-320/321 в апреле этого года. Всего компания сократила, по его словам, около 20 пилотов-стажеров.

“В итоге они отдали нам все документы о переучивании и они с нас ничего не требуют, – рассказал Би-би-си Кольцов. – Они расторгли с нами договор, поскольку по нему они должны были уже брать нас на работу”.

Бывший сотрудник S7 отмечает, что эта компания не стала требовать от пилотов-стажеров, попавших под сокращения, вернуть деньги за переучивание. По его словам, с полученными документами он может устроиться в другую компанию – правда, сейчас никто в России новых пилотов не набирает.

“Из двух наших групп [учеников] – 20 человек – никто никуда не устроился. Я дома в Черкесске, просто жду. Надежда, что границы откроются, и ситуация изменится”, – рассказывает Кольцов.

В S7 Би-би-си рассказали, что продолжают развивать региональные хабы в Новосибирске, Иркутске и Владивостоке, а это предполагает усиление летных подразделений в этих городах. Туда компания готова переводить сотрудников, согласных на переезд.

“Пилоты и бортпроводники, попавшие под сокращение, в случае восстановления объемов и расширения полетной программы будут приглашены на работу в компанию в первую очередь – они внесены в приоритетную базу кандидатов”, – заверили Би-би-си в S7.

Представители еще нескольких российских авиакомпаний утверждают, что не проводят масштабных программ по сокращению персонала.

“Мы не рассматриваем возможность сокращать количество пилотов, – сказала Би-би-си пресс-секретарь “Уральских авиалиний” Вера Гасникова. – Мы дорожим каждым. За период пандемии ни один пилот не покинул компанию”.

По словам Павла Пермякова, президента “Utair – пассажирские авиалинии”, в компании не отправляют пилотов в неоплачиваемый отпуск и “не заставляют увольняться”.

“Если человек добровольно хочет покинуть нашу компанию, то нужно вернуть деньги за переучивание, это индустриальная практика, так во всех компаниях”, – уточняет он. По его словам, из компании за время пандемии уволилось не больше 1-2% летного состава, “считай, что никто не уходил”.

Крупные мировые авиакомпании уже заявили о больших программах сокращений. Британская бюджетная EasyJet в конце июня планировала сократить около 727 пилотов, предупреждала Ассоциация пилотов британских авиакомпаний. В конце мая EasyJet заявляла о планах сократить 30% своего персонала – это 4,5 тысячи человек.

В конце апреля British Airways сообщала о возможных планах по сокращению 12 тысяч своих сотрудников. В компании ожидали, что спрос на авиаперевозки будет восстанавливаться еще несколько лет.

Лоукостер Ryanair собирался из-за кризиса сократить около 3 тысяч человек. Air France также заявляла о подобных планах в отношении более 7,5 тыс. своих сотрудников, а немецкая Lufthansa – 26 тыс.

 


Последние новости

Турецкой авиакомпании Southwind запретили летать над ЕС из-за связи с Россией 02.04.2024
Авиакомпаниям запретят рассаживать семьи в самолетах 12.02.2024
На рейсах "Аэрофлота" в Стамбул и Гонконг участились кражи денег у пассажиров 12.02.2024
Рейсы в Пекин возобновляются с 28 декабря 06.01.2024
Чечня и Иран создадут совместную авиакомпанию 06.01.2024

Архив новостей